С.Абрамов: пока регион имеет «бюджет текущих расходов», а не «бюджет развития»

1185
Абрамов Сергей Васильевич

Председатель Магаданской областной Думы Сергей Васильевич Абрамов дал большое интервью интернет-газете “Говорит Магадан”. Беседа касалась многих тем, и, на наш взгляд, получилась интересной и содержательной. Представляем вниманию наших читателей полную версию интервью.

– Сергей Васильевич, вы прошли долгий путь в системе муниципального управления, работали руководителем аппарата мэрии Магадана, первым заместителем мэра, мэром областного центра, уже 3,5 года возглавляете региональный парламент. Где, на каком посту, вы чувствовали себя наиболее комфортно и уверенно?

 – В системе органов местного самоуправления города Магадана я отработал 25 лет. Начинал в то время, когда никто и предположить не мог, что Магаданская область откатится по всем позициям назад… Но очень быстро все стало меняться в негативную сторону. Есть, что уж скрывать, чувство обиды за регион. Специфика Магаданской области заключается в том, что нас нельзя, как часто это бывает на федеральном уровне, ставить на одну плоскость с такими регионами России, как, например, Вологодская область или Курганская область. Мы не самодостаточный регион, и так было всегда. И с прекращением федеральной поддержки в начале 90-х годов мы быстро стали скатываться вниз по всем социально-экономическим и демографическим показателям. Колыме нужны особые решения, нестандартные меры поддержки – иначе ситуация деградирует до состояния, при котором станет невозможно осуществлять базовые функции управления территорией. Мы стремительно теряем население. Точка невозврата, наверное, очень близка.

Что касается вашего вопроса о сравнении, где мне было работать комфортней и уверенней – я должен немного поправить: работа есть работа, особенно в системе исполнительной власти, здесь важна не моя оценка и не мой комфорт. Самое главное – как оценивают нашу работу люди. Вся власть всегда работала для людей и оценивалась людьми. Но субъективно, работая в исполнительной власти, быстрее можно рассчитывать на какой-то конкретный результат твоих усилий. Хотя, зачастую, приходилось не раз сталкиваться с несовершенством нормативно-правовой базы, по которой нужно было работать. Теперь, в заксобрании региона, мы вместе с депутатским корпусом пытаемся заложить те “правила игры”, если хотите, которые бы максимально способствовали достижению поставленных перед страной и областью целей. Но работать по ним уже должна та команда управленцев в исполнительной власти, которую сформировал губернатор, избранный колымчанами.

 – Во время исполнения Вами обязанностей мэра Магадана, после назначения В. Печеного врио губернатора, весной 2015 г. Общественная палата города Магадана инициировала обсуждение вопроса отмены прямых выборов главы города и перехода выборов мэра Городской Думой. Вы тогда поддерживали эту модель. С позиции сегодняшнего дня и сегодняшней Вашей должности, нового управленческого опыта в законодательной ветви власти – Ваша позиция не изменилась?

 – Отмена прямых выборов – это возможность, которая определена действующим законодательством. Мэр города – это руководитель исполнительно-распорядительного органа власти, руководствующийся в работе существующим законодательством и решениями представительного органа. Потому это был вполне оправданный ход – при проведении конкурсных процедурам определить кандидатов на пост главы города, которые обладают определенным жизненным опытом, управленческим мастерством, нацеленным на грамотное управление областным центром и улучшение уровня жизни в нем. То есть, качество таких выборов мэра становилось гораздо выше, чем при процедуре прямых выборов, где, к сожалению, мы иногда можем наблюдать проявления популизма, отодвигающие реальные способности кандидата на второй план. Такая система показала свою жизнеспособность, включая и проверку временем.

 – Вся страна внимательно следила за событиями в Екатеринбурге, связанные с противостоянием сторонников и противников строительства храма на территории сквера. Протесты вынудили власть на самом высшем уровне отреагировать – президент даже заявил, что мнение людей должно быть учтено. В Магадане есть в какой-то степени схожая история, только со строительством новой школы в Третьем микрорайоне, против которой тоже выступает часть жителей. Как Вы считаете, у нас не может пойти развитие ситуации аналогичным екатеринбургскому путем?

– Все муниципальные органы власти во всех округах Магаданской области, включая и Магадан, при принятии управленческих решений в большой мере опираются на интересы жителей и общественное мнение. Например, ситуация со строительством школы в Третьем микрорайоне потребовала конкретных действий от городских властей. Был проведен прямой диалог с жителями о причинах, обстоятельствах, повлиявших на общественное мнение, велся поиск возможностей разумного компромисса. Подобное общение власти с населением исключает возможность развития неконтролируемых процессов в обществе, связанных со строительством каких-либо социально значимых объектов. В Магаданской области подобные вопросы всегда решались с миром и на принципах взаимного согласия, власть всегда принимала решения, исходя из интересов жителей. В региональном законодательстве представлены разные методы учета мнения населения. Приведу еще один пример. Одним из первых решений Магаданской областной Думы действующего шестого созыва стал выход на федеральный уровень с инициативой о возврате территории Колымы в ранее действовавшую 10-часовую зону (МСК+8, московское время плюс восемь часов). Этому решению предшествовала большая работа, к ней были привлечены представители научного сообщества, общественных организаций, проведены публичные слушания. Именно опираясь на общественное мнение депутатам удалось отстоять наши позиции и вернуть территорию в то исчисление времени, которое было присуще исторически. Потому еще раз скажу, у нас достаточно эффективных механизмов и опыта взаимодействия для мирного решения всех возникающих в обществе вопросов.

 – Большой резонанс в магаданских СМИ получила история, названная даже «бунтом на корабле». Речь о жестком разговоре областных депутатов с приезжим министром здравоохранения Колымы Сергеем Чекановым. Как вы можете охарактеризовать произошедшее? Дума была не в курсе этой реформы? Дума не согласна с моделью реформирования? Дума не согласна с позицией губернатора Сергея Носова? Что это? Действительно, «бунт»?

– Этот вопрос взаимосвязан с предыдущим. При принятии управленческих решений, затрагивающих жизненно важные сферы, и особенно это касается здравоохранения, необходимо учитывать мнение всех сторон, включая население, знать особенности территориальной организации здравоохранения, изучить экспертные оценки специалистов в этой сфере и так далее. В данном случае те предложения, которые озвучили представители областного министерства здравоохранения, не учитывали многих факторов и особенностей работы колымской системы здравоохранения. Магаданская область расположена на крайнем Северо-Востоке и обладает рядом специфичных особенностей. Это логистика, уровень развитости инфраструктуры, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга, возможность оказания экстренной медицинской помощи в разных обстоятельствах. К тому же, наличие полноценных учреждений здравоохранения является фактором закрепления на территории кадров, населения в целом, дает ощущение стабильности. Все это необходимо было учесть. Я согласен с тем, что система здравоохранения должна совершенствоваться, но многие из тех предложений не учитывали ряда присущих Магаданской области факторов. Это логично стало раздражителем как для работающих специалистов, так и для населения. Безусловно, учитывая и представляя интересы колымчан, депутаты облдумы в рамках парламентского контроля детально рассмотрели внесенные минздравом предложения, дав свои рекомендации по их доработке. По итогам этого рассмотрения губернатор принял постановление о приостановке исполнения поспешных решений, которые могли привести к сложным обстоятельствам и последствиям. О бунте в данном случае речи не идет, это нормальная согласованная работа органов исполнительной и законодательной власти.

 – Прошлого губернатора Магаданской области Владимира Печеного очень много критиковали за рост государственного долга Колымы, достигавшего на конец его правления 15 млрд. руб. Сергей Носов, будучи врио губернатора, также критически высказывался об этой практике. Однако, уже осенью 2018 г. С. Носов увеличил долг региона еще на 3 млрд. руб., потом еще на 3, потом еще… Все эти решения одобрила Магаданская областная Дума. Что происходит? Почему губернаторы меняются, а долг продолжает расти?

– В 2018 году по инициативе правительства области депутатами регионального заксобрания четыре раза рассматривались изменения в областной бюджет и корректировались его основные плановые показатели – доходы, расходы, дефицит.

Учитывая ежегодную тенденцию снижения нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета и такое же стабильное при этом увеличение расходных обязательств бюджета, рассчитывать приходится только на рост собственных доходов. Или на заемные средства – кредиты.

В середине года в области сложилась напряженная ситуация в части финансирования отраслей «Здравоохранение» и «Жилищно-коммунальное хозяйство».

В целях обеспечения бесперебойной работы медицинских учреждений, финансирования затрат на сверхнормативную численность работников здравоохранения, субвенции территориального фонда ОМС, на которую были предусмотрены не в полном объеме, а также на оплату субсидий ресурсоснабжающим организациям для расчетов за ранее приобретенное топливо, доставку топлива на отопительный период 2018-2019 годов было принято решение об установлении планового дефицита бюджета в сумме 3 млрд. рублей. По 1,5 млрд. рублей на каждое из озвученных направлений.

Поскольку федеральным законом о федеральном бюджете предоставление бюджетных кредитов субъектам РФ с 2016 года не предусмотрено, мы, как и многие другие регионы, вынуждены привлекать коммерческие заимствования.

При этом ранее взятые коммерческие кредиты замещаются новыми кредитами по более низким процентным ставкам. Это позволяет экономить бюджетные средства на обслуживании государственного долга, а освободившиеся средства перенаправлять на обеспечение первоочередных расходов.

В целом по итогам 2018 года объем государственного долга области увеличился на 950 млн. рублей или на 7,1% за счет привлечения коммерческих кредитов и составил 14,25 млрд. рублей (для сравнения: в 2017 году гос. долг области вырос на 1,2 млрд. рублей и на 01.01.2018 был равен 13,3 млрд. рублей).

Бюджет 2018 года не стал «бюджетом развития», но основные целевые программы и все публичные обязательства были выполнены. Это финансирование учреждений социально-бюджетной сферы, меры дополнительной социальной поддержки населения и другое. По сравнению с 2017 годом бюджет вырос на 2,1 млрд рублей, это хороший показатель. Тем не менее, Магаданская областная Дума совместно с региональным правительством продолжают работать над реструктуризацией долга, поиском вариантов его снижения и сокращения расходов на его обслуживание.

 – Еще одна история открытого недовольства областных депутатов решением губернатора Магаданской области связана со строительством ФОК «Президентский» за 2,5 млрд. руб. Скажите, нам действительно больше некуда потратить столь большую сумму государственных денег, кроме как на ФОК? Но зачем Магадану такой огромный объект в ситуации продолжающейся миграции людей на материк?

– Могу заверить, недовольства депутатов не было, было внимательное изучение вопроса. Потому он дважды рассматривался на заседаниях комитета по экономическому развитию, бюджету и налогам, решалась необходимость включения финансирования строительства ФОКа в программу социально-экономического развития в условиях деятельности Особой экономической зоны в Магаданской области. Необходимая сумма составляет 600 миллионов рублей. Первоначально вопрос не нашел поддержки у депутатов ввиду отсутствия надлежащим образом оформленных социально-экономических обоснований по общей смете затрат на строительство объекта, а также документов, подтверждающих финансирование его строительства за счет федеральных средств. Именно поэтому было назначено второе заседание комитета, куда необходимые документы уже были представлены, мы получили подтверждение, что 600 миллионов рублей из Фонда ОЭЗ будут впоследствии замещены федеральными деньгами и вернутся обратно в распоряжение региона. Что же касается строительства спортивной инфраструктуры в целом, то это хорошее направление, можно сказать, даже знаковое событие. Это дает возможность людям заниматься в хороших условиях в современных спортивных комплексах. И главное, что деньги на строительство выделяются за счет федеральных средств.

 – Каков бюджет Колымы на 2019 год в сравнении с 2017-2018? Что удалось отстоять в нем из важнейших направлений для региона, а что – нет? Почему бюджет области заметно просел по сравнению с прошлым годом? И что с этим делать?

– Частично мы уже затрагивали этот вопрос. Пока изменения в бюджет этого года не вносились. И на сегодняшний день утвержден бездефицитный бюджет области, доходы и расходы – в объеме 32,4 млрд. рублей. Напомню, что бюджет 2018 года в первоначальной редакции тоже был бездефицитным, с доходами-расходами на 2,2 млрд. рублей ниже плановых назначений 2019 года.

По итогам 2018 года расходы исполнены в сумме 34,2 млрд. рублей (93,0% к плану) и превысили расходы 2017 года более чем на 1,63 млрд. рублей. Общие доходы исполнены в сумме 33,2 млрд. рублей (96,7% к плану), что на 2,1 млрд. рублей больше показателя 2017 года (или на 6,7%). В том числе налоговые и неналоговые доходы бюджета составили немного больше 20 млрд. рублей.

Прирост доходов по сравнению с 2017 годом составил 2,1 млрд. рублей, но в структуре собственных доходов всё так же первое место занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ 35%), второе – налог на прибыль организаций (31%) и третье – НДПИ (14%).

Первенство на протяжении нескольких последних лет НДФЛ в структуре доходов бюджета свидетельствует о формировании «бюджета текущих расходов», а не «бюджета развития» нашего региона.

В настоящее время перед нами стоит сложная задача – достижение стратегических целей, определенных майским Указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Что, бесспорно, обуславливает высокие темпы роста расходных обязательств всех региональных бюджетов.

Депутаты регионального заксобрания совместно с правительством области ведут активную работу с федеральными министерствами в части обеспечения сбалансированности бюджета и достижения наибольшего уровня бюджетной обеспеченности нашего региона. Необходимо убедить федеральный центр в том, что наша территория особенная, требует дополнительных финансовых вливаний. Важно менять методики расчетов межбюджетных трансфертов. При этом наша позиция должна быть подкреплена четкими цифрами и расчетами. И в этой работе мы уже добились некоторых положительных результатов. Например, в методику расчета «модельного» бюджета были внесены изменения, учитывающие северный коэффициент и надбавки к заработной плате работников бюджетной сферы.

Кроме того, пока еще не в полном объеме необходимых затрат, частично, но в расчет «модельного» бюджета включаются расходы на субсидирование выпадающих доходов предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению по тарифам ниже экономически обоснованного уровня.

Депутатами регионального заксобрания было направлено обращение председателю Правительства РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву о необходимости повышения верхней границы индекса бюджетных расходов, применяемого при расчете субвенций на осуществление переданных регионам полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. Методика расчета субвенций была скорректирована, в том числе по результатам рассмотрения нашего обращения. По сравнению с 2018 годом это увеличило в 2019 году размер субвенции из федерального фонда ОМС более чем на 1,06 млрд. рублей.

В этом году в областном бюджете не предусмотрены межбюджетные трансферты из областного бюджета на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы ОМС, которые в прошлом году были запланированы в объеме более 800 млн. рублей.

Но это не значит, что жители области не получат квалифицированную медпомощь в достаточном объеме. Финансирование территориальной программы ОМС исключительно за счет средств субвенции из федерального фонда ОМС означает финансирование медпомощи в строгом соответствии с федеральными нормативами объемов медпомощи, предусмотренных Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Конечно, есть еще нерешенные вопросы, которые требуют совместной активной работы депутатов и органов исполнительной власти области. Необходимо добиться:

– изменения подходов к расчету налогового потенциала, запрета на снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета для высокодотационных субъектов РФ, добившихся роста налоговых и неналоговых доходов;

– внедрения в методику расчета дотаций поправочного коэффициента, отражающего плотность населения и учитывающего фактическую удаленность населенных пунктов друг от друга;

– включения при расчете «модельного» бюджета компенсации проезда в отпуск работников бюджетной сферы по фактической стоимости билетов, а не по минимальной стоимости авиабилетов только до Москвы;

– дополнительного финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования. 

– Появятся ли на Колыме муниципальные округа? В некоторых районах численность населения – всего около 2 тыс. чел.

– Магаданская область стала одним из первых субъектов РФ, где прошла реформа территориальной организации местного самоуправления. Уже пятый год наши муниципальные образования существуют в статусе городских округов. Сегодня этот опыт находит применение на территориях других субъектов страны. А принятый в новой редакции от 01 мая 2019 года федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» по сути закрепил и наделил дополнительными полномочиями органы местного самоуправления в статусе муниципальных округов.

– Как Вы считаете, почему уже 2 года подряд не удается решить проблему с авиабилетами, которые бы продавались по доступной цене и были бы в наличии в сезон отпусков?

– Проблема с наличием достаточного количества билетов, реализуемых по «плоским тарифам», появилась в 2017 году и своего пика достигла в 2018 году. Сегодня она почти решена. Авиационное сообщение с Москвой у нас ежедневное, билеты по «плоским тарифам» находятся в продаже. Учащиеся в возрасте до 23 лет и колымчане старше 55 пользуются субсидированными билетами. О ситуации говорит и ежегодное увеличение количества пассажиров, которые летом вылетают на отдых в ЦРС.

– Сергей Носов уже год, как назначен руководителем Магаданской области. Вы лично видите какие-либо значимые изменения в развитии региона? Что вообще изменилось за прошедший год?

– Губернатором озвучены планы по развитию горнодобывающей отрасли региона, по вовлечению в разработку новых месторождений. Начинают осуществляться крупные проекты в сфере недропользования, предложены программы модернизации коммунальной, социальной инфраструктуры, заявлено о строительстве новых объектов социально-бюджетной сферы. Соответствующая документация имеется, для осуществления планов необходимо получить подтверждение о выделении средств из федерального бюджета. Все это было широко освещено в средствах массовой информации. Все мы – органы исполнительной власти, Магаданская областная Дума, население – заинтересованы и нацелены на благополучие и улучшение качества жизни на территории, а чтобы воплотить это, нужна слаженная работа. На очередном заседании Магаданской областной Думы, которое намечено на 21 июня, заксобранию будет представлен традиционный отчет о деятельности губернатора и регионального правительства за предыдущий год, то есть за 2018. Таким образом депутаты смогут сделать объективные выводы о работе органов исполнительной власти Колымы.

– Спасибо за интервью!