Владислав Клепцов: вместе мы можем спасти миллионы жизней

1828

Говорит Магадан, 10 июля 2022 г. 3-го июля в России отметили день ГИБДД. О том, насколько сложна эта работа, о плюсах и минусах в выборе профессии и многом другом в интервью Алесе Хетагуровой рассказал начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Магаданской Госавтоинспекции Владислав Клепцов. Видеопрограмма создана медиахолдингом “Карибу” специально для “Вечернего Магадана”. 

– Владислав Анатольевич, понятно, что уже очень много было программ о работе Госавтоинспекции, они все приурочены ко дню ГИБДД, 3-го июля мы отметили этот праздник. И всё-таки, давайте начнем с такого стандартного, наверное, вопроса: насколько сложна Ваша работа, и что для Вас значит этот день? Потому что все интервью, которые мы приурочили именно к профессиональным праздникам, в той или иной степени говорят о том, что этот день посвящён вот этой, например, организации – правоохранительным органам, и именно в этот день в Ваш адрес звучат теплые слова, поздравления. Все говорят о том, насколько сложна и нужна Ваша работа. Но работаете Вы целый год, и этот день как-то отличается от остальных?

– Я думаю, что нельзя его выделить как особый день в нашей службе. Но, когда всё-таки поздравляют с праздником, в том числе те, с кем ты работаешь, знакомые в том числе, бывает так, те, с кем ты по работе встречаешься, то это, конечно же, приятно. Ну, этот праздник, я думаю, значим не только для сотрудников Госавтоинспекции в целом, а для общества нашего, потому что положительные тенденции в безопасности дорожного движения, всё равно эти сдвиги имеются, и смертность на дорогах как в Магаданской области, так и в целом в России снижается.

– Ну, и понятно, что это заслуга всего коллектива, всего штата Госавтоинспекции, и Вы в этой сфере работаете уже очень много лет. Давайте о вас немного поговорим. Расскажите, почему вы решили себя посвятить именно этой деятельности? Понятно, что в детстве очень многие мальчики говорят – хочу быть космонавтом, хочу быть полицейским, хочу быть врачом. Вы в детстве тоже так говорили?

– Нет. Я так в детстве не говорил. В одиннадцатом классе просто так получилось, что смотрел телевизор и увидел объявление: в Институте МВД проходит день открытых дверей. Там была такая больше рекламная кампания, такая картинка, которая показывала всю деятельность. Мне стало интересно. Я предложил своему другу, я говорю – пойдём, сходим, он говорит – ну, я туда поступать не хочу, но с тобой схожу. Ну, мы сходили, я посмотрел.

– Вам показали, как проходит процесс обучения – в чем особенности его, чем всё-таки отличается от гражданского ВУЗа, какие этапы в нём проходят?

– Курсант с момента зачисления до выпуска, и когда уже выпускается, становится, ну специалистом. Я пришел, посмотрел, мне это все понравилось, узнал требования.

– Какие?

– Ну, необходимо сдавать экзамены – начал готовиться. Конкурс был довольно большой, около шести человек на место. Поэтому и стал бегать по утрам, вечерам, в итоге получилось, и пробежал хорошо. Подтягивание сдавали. Сдавали русский язык, историю и обществознание.

– Это было в Иркутске, то есть Вы там росли?

– Да, я вырос в Иркутске, там же поступил в институт, там ещё один год отработал следователем по расследованию уголовных дел по дорожно-транспортным происшествиям. Вообще это направлениям мне нравилось, но все-таки потом судьба меня завела в Магадан.

– Вот как так?

– Ну, тут больше личный момент, поэтому теперь я в Магадане.

– Не жалеете?

– Нет, не жалею. Город нравится, город такой… Я бы назвал его спокойным. То есть, если сравнить его с большими крупными городами, здесь все процессы происходят более, ну, в комфортных условиях.

– Ну, вот в чём комфорт? Понятно, что город маленький, меньше дорог, наверное, всё-таки, но загруженность же всё равно высокая?

– Я больше расскажу со стороны сотрудников полиции. Этот город, он намного безопаснее, то есть у нас как бы тут, закрытая всё-таки территория. Связывает нас только аэропорт и дорожного-транспортного сообщения как такового нет, поездов нет, ничего такого нет, поэтому здесь комфортнее, и, знаете, здесь уровень преступности ниже.

– Вот именно по этому поводу у меня всегда был такой вопрос: правда ли, что в Магадане быстрее получается раскрывать преступления, нарушения выявлять, чем в других городах? Потому что действительно – ведь отсюда никуда не денешься. И в конце концов тебя найдут.

– Ну, уровень преступности ниже, раскрываются преступления тоже, думаю, что на хорошем уровне и тут неотвратимость наказания свое делает, то есть тот, кто совершил преступление, административное нарушение, всё-таки понесёт наказание.

– Давайте теперь поговорим о именно о Вашей работе, в чём она заключается?

– Если взять сейчас мою должность – это заместитель начальника отдела, начальник пропаганды безопасности дорожного движения, отдел организационной аналитической работы, пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия с правоохранительными органами. Наш отдел занимается обобщением всей информации, выявлением проблемных вопросов, решением этих вопросов, то есть предложения руководству, в том числе начальнику ГИБДД, в том числе и начальнику УМВД. Как решить эти проблемы? Какие пути можно все-таки выбрать? И второе, непосредственно мое направление, за которое я отвечаю – это пропаганда безопасности дорожного движения. Это воспитание детей, то есть мы проводим мероприятия и в детских садах, и в школах. Сейчас детству уделяется особое внимание. Также это доведение информации до водителей, пешеходов, о правилах дорожного движения. Ну и, конечно же, это доведение информации в средствах массовой информации.

– Ну, мы стараемся в этом, конечно, вам содействовать, и будем продолжать это делать. Вы о воспитании детей заговорили, насколько Вы видите то, что они понимают, что Вы до них пытаетесь донести? Потому что реально иногда видишь, ну, не в нашем регионе, да, иногда видишь безответственное отношение детей к правилам дорожного движения. Были моменты, когда они специально создавали аварийные ситуации, об этом по всей России тоже говорили, как здесь обстоят дела? Вот Вы приходите в образовательное учреждение, например, и проводите лекцию. Дети понимают, что Вы им говорите?

– Конечно, они понимают, но тут нужно тоже иметь в виду следующее, что, когда мы идём в любое образовательное учреждение, мы заранее уточняем, какая группа будет детей. То есть в каждой группе детей, например, 1-й класс по 3-й – это своя особенная специфика, и больше игровая форма, а для детей 10–11 классов мы уже показываем примеры дорожно-транспортных происшествий, к чему это приводит. Потому что эти уже дети, ну, по законодательству они ещё дети, хотя они садятся так же за руль автомобиля, и могут совершить уже административные правонарушения, которые совершают взрослые.

– И они несут ответственность. Потому что 10–11 класс – всё-таки 14 лет уже есть, и они понимают, насколько это важно – соблюдать правила дорожного движения. Есть вопросы, которые они Вам чаще всего задают?

– Ну чаще всего вопросы задают здесь по лекции, которую ты им, грубо говоря, преподнёс. Многих интересует более подробно рассказать, например, в чем различие правил. То есть старшая группа – с ними намного интереснее работать, потому что дети уже имеют собственный опыт, то есть тут, например,  вот такой яркий пример, расскажу Вам: в правилах дорожного движения сказано, что, прежде чем выйти на пешеходный переход, пешеход должен убедиться в том, что ему пешеходный переход будет безопасен. Если для детей мы это больше в игровой форме доносим, то взрослые дети уже начинают спрашивать: а как это – убедиться? Каким образом мне это посмотреть? Давайте, продемонстрируйте, то есть, ну, больше такая ситуация.

– Ну, то есть, когда это маленький ребёнок, это – посмотрели направо, дошли, посмотрели налево и всё в этом духе, а для взрослых как?

– Вообще мы со всеми группами работаем следующим образом – заставляем сделать следующее: перед переходом проезжей части остановиться, остановка позволяет постоять, посмотреть, подумать, увидеть все опасности, только потом уже выходить. Ну и, конечно, отсутствие наушников и убрать телефон. Ну, двадцать первый век, я думаю, что от этого мы никуда не денемся, всё-таки гаджеты у нас преобладают. Просто детям объясняем: подошёл, снял наушники, посмотрел, перешёл; то же самое и с телефоном: подошёл, убрал, тогда только пошёл.

– Перейдем к вопросу кадров. Вот эти подрастающие поколения, подростки, которым по 17-16-15 лет – есть ли среди них желающие связать свою жизнь с работой в Госавтоинспекции? Потому что это ведь острый вопрос сейчас – нехватка кадров.

– Буквально недавно в парке «Маяк» проводилась, назовём её, в кавычках, «Ярмарка вакансий». Каждая организация представляла свою работу. Скажу Вам так, что дети от 15 лет, которые подходили, чаще всего спрашивали, что нужно для того, чтобы поступить на службу в МВД, то есть детей это очень интересует. Я думаю, что всё равно на службу в Министерство внутренних дел выходят те, кто идут по зову сердца.

– Ну, и давайте теперь расскажем тем, кто смотрит наше интервью, что нужно для того, чтобы работать в Госавтоинспекции? Давайте начнём полностью с МВД. Допустим, я школьник, что мне предстоит?

– В десятом классе уже необходимо будет поинтересоваться, прийти в МВД. Кадровые подразделения Вам выдадут направления, Вы пройдете медицинскую комиссию. Нужно понимать, что служба в органах внутренних дел довольно специфичная, поэтому любой, кто туда поступает, должен иметь определённые требования. Может ли он нести эту службу? То есть прошли психолога, проходят полиграф, и отбор довольно серьёзный, я считаю. Дальше уже получают направление и готовятся к поступлению в институт, но сейчас для детей стало намного удобнее, потому что они сдают ЕГЭ, и по уже по баллам Вы можете пройти. Также у нас люди приходят и после армии устраиваются. До года идет адаптация, дальше уже видно, что начинается рост сотрудника, прямо как кадрового, ну, составляющего сотрудника МВД.

– Ну, и при этом понятно, что ты не придёшь и не будешь сразу начальником. У Вас было точно так же – Вы начинали инспектором дорожного движения и так далее. Вот расскажите, какой путь ждёт человека, и когда у него появится возможность выбирать, где он захочет остаться?

– Ну, вообще начало всей деятельности уже в Госавтоинспекции – это сотрудник дорожно-патрульной службы. Это как бы самые азы. Это как взять, когда ребёнок пришёл в школу, читает букварь, начинается то же самое здесь.

– Работаешь в поле, фактически?

– Да, работаешь с людьми. Работаешь на линии. Ну, ты умеешь находить уже к каждому подход, потому что, ну, люди всё равно все разные. Кто-то при остановке реагирует и чуть-чуть скандалом, кто-то, наоборот, спокойно. Всё равно тут уже психология. Дальше уже возможны перемещения. Это и старший инспектор дорожно-патрульной службы, командиры взвода, либо дальше уже люди переходят к «кабинетной работе» — это сотрудники исполнения административного законодательства, тоже интересное направление, это обработка всех административных постановлений, которые вынесли сотрудники дорожно-патрульной службы, обработка постановлений судов, направлений службы судебных приставов, сопровождение административных дел в судах. То есть здесь уже сотрудники получают опыт. обжалования постановлений.

– Ну, и понятно, что эта работа не из простых, нужно будет свыкаться с тем, что иногда придётся работать сутками, да, и дежурства могут быть, и рейды, и ты всегда на телефоне. Что-то о сложностях расскажите, чтобы люди просто были готовы?

– Сложности, с которыми сталкиваются те, кто к нам приходит – ну, иногда бывает ненормированный рабочий день. Это бывает. Плюс во время смены бывает так, что довольно загруженная смена, то есть, ну, смена на смену может не приходиться. Плюс сотрудники иногда оказывают медицинскую помощь. Было дорожно-транспортное происшествие в Хасынском районе, сотрудники ГИБДД прибыли первыми на помощь.

– Быстрее скорой помощи?

– Да. В каждом автомобиле имеются медицинская укладка. Это такая же укладка, как у сотрудников скорой помощи; они оказали медицинскую помощь, всё, уже дальше передали скорой пострадавших. Этот, как назовём, золотой час жизни, когда оказывается квалифицированная помощь, он, конечно, влияет на последующее исходы.

– Безусловно, и понятное дело, что, несмотря на все сложности, тебе здесь, в коллективе, помогут справиться со всем этим. Правильно?

– Конечно. Когда вы придете на службу – у Вас будет наставник, то есть Вы не просто пришли и выполняете обязанности. Вот у Вас есть наставник, к которому Вы можете обратиться, он Вам подскажет. То есть это опытные сотрудники, которые могут передать накопленный свой опыт за долгие годы службы. Поэтому не нужно этого бояться. Да, адаптация все равно будет проходить, потому что, ну, Вы уже будете служить. Ну, и хотел бы напомнить то, что всё-таки, когда Вы пришли на службу в органы внутренних дел, это достойная заработная плата, стабильная. Существуют премии за выполнение возложенных на тебя обязанностей; следующее – это ежегодный оплачиваемый отпуск сотруднику полиции, то есть работнику, и одному члену семьи. Я думаю, что те, кто живут в Магадане, это точно поймут. Следующее – это медицинское обеспечение, то есть Вы можете проходить вот эти все медицинские мероприятия, и Ваши члены семьи. Также есть возможность для тех, кто, например, пришёл к нам со средним специальным образованием, получить высшее образование, бесплатное высшее образование в ведомственных ВУЗах МВД. То есть тут уже профильные специальности выбираете, Вас направляют, причем это будет все производиться в период службы. Следующее – занятие физической подготовкой, огневой подготовкой, всё это в рабочее время, то есть на это выделяются определённые часы, отрабатываются в том числе и приёмы задержания, и огневая подготовка. Ну, тут она говорит сама за себя, то есть Вы производите стрельбу по мишеням с положения стоя, лёжа. И также карьерный рост – тут нельзя его обойти, что тот, кто пришёл, если вы будет проявлять себя, стремиться к достижению цели для себя, то все получится. Ну и, конечно же, получение, наверное, морального удовлетворения от проделанной работы – оно всё-таки есть.

– Ну и понятно, что праздник уже прошёл, но тем не менее, Ваши поздравления, пожелания коллегам? Что бы Вы им сказали?

– Я пожелаю им самого главного – здоровья, потому что всё начинается со здоровья. Дальше это принципиальность, которую наши сотрудники, неся службу и в холод, и в зной, проявляют. Я думаю, что мы это всё в конечном итоге с Вами видим в дорожно-транспортных происшествиях, которых каждый год все меньше. Тяжесть последствий также уменьшается, поэтому то, что делается всем коллективом Госавтоинспекции, влияет на безопасность.

– Мы присоединяемся к поздравлениям, спасибо Вам за интервью.