Так что же запрещают? Использование мобильника на уроке или вообще телефон в школе?

7514

Говорит Магадан, 16 сентября 2019 г. После громкой августовской инициативы об ограничении использования мобильных гаджетов в российских школах, с которой выступила российский министр просвещения Ольга Васильева, в социальных сетях разгорелась нешуточная дискуссия между сторонниками и противниками этой меры.

Министр просвещения О.Васильева в эфире телеканала «Россия-1» допустила, что запрет мобильных телефонов в образовательном процессе первые годы может вызвать непонимание со стороны учеников, родителей и учителей — по ее мнению, этот период необходимо преодолеть.

«Рекомендовано до предела сократить использование мобильных устройств в образовательном процессе, за исключением тех детей, где это необходимо», — сказала глава ведомства.

«Вы знаете, я не думаю, что это будет проходить первый год очень спокойно, очень легко. Но я думаю, что у нас будут какие-то проблемы, какое-то непонимание с обеих сторон. Но потихонечку мы это преодолеем, просто нужно знать, где их (мобильники) хранить, где они лежат», — добавила Васильева.

В ответ на вопрос, сможет ли школьник пользоваться сотовым телефоном на перемене, Васильева сказала: «А зачем? Если какая-то ситуация экстренная, конечно, будет решаться сразу», сообщает news.ru.

20 августа 2019 года за подписями руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой и руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова вышел официальный документ, регламентирующий использование устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Называется он “Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях”. Авторов много – Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова ИИ., Ерофеев Ю.В.); Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.), Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.); Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.); Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.); ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А., Малых С.Б.); ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (Шпагина Л.А.); ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова Н.Б.). Так вот, цитата из этого документа:

“В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

– рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи”.

Споры в Магадане в виртуальном пространстве возникли после решения руководства Английской гимназии (наиболее престижного образовательного учреждения региона) ввести свои, внутришкольные правила использования мобильных гаджетов. Поскольку аргументы и слово противникам этого шага уже были предоставлены другими СМИ, мы дадим возможность высказаться и заявить свою позицию сторонникам этого ограничения.


Дарья ГАВРИЛОВА, председатель родительского комитета английской гимназии, член Союза журналистов России, корреспондент информационного агентства “Интерфакс” в Магаданской области:

– Как помнится, сказочный царь Мидас все превращал в золото, а у нас в Магадане другое волшебство: что хорошего ни задумай, все превращается в повод для недовольства. Как произошло на днях с принятым в английской гимназии Положением об использовании средств мобильной связи. Запрет мобильников породил неимоверное количество комментариев и взрыв желчи с длинными хвостами по местным соцсетям, как будто больше не о чем писать и разговаривать, нечего обсуждать в регионе. Все поверили в этот «запрет», а на деле никакого «запрета» и нет. Мобильный телефон приносить в школу – можно. Иметь его включенным в школе – можно. Только нужно его включить на беззвучный режим, и оставить в портфеле. Просто нельзя, чтобы во время урока мобильник лежал на парте, если этого не требует сам образовательный процесс. Во время перемены ребенок может созвониться с родителями, отправить им sms. Но если учащиеся замечены играющими в игры на смартфоне, то, конечно, будут приняты меры. А почему? Учителя видят, что ребенок, погружаясь в игровую атмосферу телефона,  объективно рассеивает свое внимание, становится рассредоточенным, забывает обо всем – сходить в туалет, отдохнуть, проявить двигательную активность после продолжительного статического положения на уроке. У детей утрачивается способность к коммуникации, они уже не способны завести разговор друг с другом, они особо друг другу не интересны, потому что все внимание отвлекает телефон и игры в нем. И заходя в класс с перемены, дети говорят – вот, я не так прошел этот уровень, надо по другому. И он думает о том, как он будет играть на следующей перемене, а не об уроке. Учитель спрашивает урок, а он думает о прохождении уровня в игрушке на телефоне. Так что нецелесообразного в данном ограничении? Неоднократны случаи, когда подростки на уроках, невзирая на запрет учителя, сидят и играют в телефоны, переписываются в чатах и соцсетях. Поэтому пришлось конкретным актом прописать, что телефон не должен лежать на парте, а должен быть убран в портфель. Никто не собирается отнимать мобильники, складывать их в какие-то коробочки и сейфы, хотя, по моему мнению, и надо бы.

По поводу «наказания за мобильники», вокруг которого тоже подняли много шума, прописано следующее: если после предупреждения ребенок все равно продолжает, к примеру, играть на своем гаджете, телефон изымается и отдается директору гимназии для хранения, забрать его может только родитель с последующей встречей с директором. Прежде всего это делается для здоровья самого ребенка.

Телефон у учителя тоже строго исключается. Учителя также не должны использовать телефоны во время урока, и даже на столе он у них лежать не может.  Все это прописано в Положении гимназии об использовании мобильных средств связи.

Уже вчера, в первый день сбора подписей в уведомлениях о  запрете мобильных телефонов в гимназии, в ведомостях расписалось почти двести родителей. «Дети с этими дурацкими мобильниками и говорить-то скоро разучатся друг с другом, только в смартфонах пальцами будут перебирать, скоро мычать так начнут», – говорила одна мама другой, обсуждая тему. Она не права?

Самое интересное во всей этой истории то, что Совет старшеклассников гимназии с воодушевлением принял это Положение, все пятнадцать человек (представители 9-х, 10-х и 11-х классов) проголосовали «за»! Обсуждалось принятие Положения и на пед.совете, 54 педагога единодушно высказались за запрет использования мобильников во время учебного процесса.

В то же время ученикам в гимназии разрешена фото и видеосъемка, дети любят фотографироваться после уроков в фотозонах школы, этого никто им не запрещает.

И, естественно, никакое это не нововведение. Негласное правило, что нельзя пользоваться телефонами, существовало в английской гимназии и раньше. Просто сейчас, когда федеральное Министерство образования на основании рекомендаций ученых из РАН, медиков, Роспотребнадзора забило тревогу, гимназия разработала локальный акт, закрепив норму документально. И очень хорошо, что гимназия это сделала. Просто всегда очень трудно быть первыми.


Елена ГОГОЛЕВА, профессор русского языка, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный работник высшего образования Магаданской области, учитель Мировой художественной культуры английской гимназии:

– Откровенно говоря, меня удивляет желание некоторых наших горожан и сомнительных местных СМИ «слепить» сенсацию на пустом месте. Прямо придумали какую-то «тюрьму народов» из лучшей школы области после запрета там мобильников на уроке. Во всем мире озабочены сейчас неумеренным использованием сотовых именно в учебное время. Франция, к примеру, тотально отказалась от мобильников в школах. В Канаде мобильники даже приносить в школу нельзя, таково требование канадского образования. И английская гимназия, в которой я преподаю и наблюдаю ситуацию изнутри, очень разумно подошла к этому вопросу. Во-первых, это не единоличное решение только английской гимназии, это общая тенденция российского образования. Есть и специальные методические рекомендации регионального Минобра, а полный запрет мобильников, он только во время урока. И это правильно. Ведь если во время урока кто-то пользуется гаджетами, это мешает ходу образовательного процесса, учебе, усвоению знаний. А на перемене никто у учащихся телефоны не отбирает, они находятся у детей в рюкзаках, и могут быть вынуты и по прямому назначению использованы: не для игр, а для звонка родителям. И я вижу, что дети разумнее родителей в этом вопросе: преподаю у старшеклассников – они поняли и приняли этот запрет и не злоупотребляют телефонами. Используют их, и то очень немногие, только на перемене, потому что прошли тот дикий этап пятых-шестых классов, когда дети ничего, кроме мобильников, вокруг не видят. Для чего перемена? Для двигательной активности и общения с одноклассниками. И взрослые, простите, тоже деградируют: оказываешься в компании, все достают мобильники и сидят с ними, как зомби. Что за сумасшедший дом? Нужно уметь отфильтровывать все вредное. Это разумная мера, и я вижу, что она уже сейчас благотворно влияет. Старшеклассники совершенно разумно и спокойно к этой мере отнеслись. Хуже отнеслось среднее звено – там и разума меньше.


Как представляется, аргументы сторонников ограничительных мер вполне разумны и объективны. Более того, как выясняется, речь не идет о “запрете телефонов” как таковых в школе! Ограничения вводятся на их использование на уроке, во время учебного процесса. И, как всегда при таких знаковых нововведениях бывает, кто прав, а кто не прав – покажет время.