Старый флот грозит кризисом северному завозу в Магаданской области
Старый флот грозит кризисом северному завозу в Магаданской области

Говорит Магадан, 28 октября 2025 г. Проблемы северного завоза, от которого напрямую зависит жизнь Магаданской области, обсудили на заседании Совета Федерации. Новый Федеральный закон «О северном завозе» реализуется со скрипом, и для нашего региона это может обернуться серьезными трудностями.
Ключевой вопрос для Магадана – морская логистика. С января 2026 года полноценно заработает Единый морской оператор, однако его возможности не снимают всех рисков. Флот, задействованный в доставке грузов в порт Магадана, стремительно стареет. Как отметил представитель Росатома Владимир Панов, к 2030 году северный завоз столкнется с настоящим флотским кризисом. Уже сейчас из-за дефицита современных судов погрузка одного танкера может занимать более 8 суток, что растягивает и без того короткий срок навигации.
Помимо изношенного морского флота, на который приходится основная нагрузка по доставке топлива, продуктов и медикаментов, Магаданскую область беспокоит плачевное состояние инфраструктуры – причалов и подъездных путей. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский подтвердил, что на реконструкцию мостовых переправ и других критически важных объектов на Севере катастрофически не хватает средств.
Особую тревогу для удаленных поселков региона вызывает состояние автозимников – временных зимних дорог, которые становятся единственной транспортной артерией после замерзания рек. Их обустройство требует огромных затрат и ложится на региональный бюджет. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы федеральный центр взял на себя часть расходов, закрепив в законодательстве понятие «сезонная автодорога».
Остро стоит и кадровый вопрос. Молодежь не стремится работать на старом флоте, а без нового строительства программы подготовки кадров оказываются малоэффективными.
Глава Якутии Айсен Николаев, выступая на заседании, предложил увеличить объемы финансирования северного завоза до 30 миллиардов рублей и пересмотреть сроки кредитования. Эта инициатива крайне актуальна и для Магаданской области, поскольку полный цикл завоза занимает 2-3 года, а бюджетные кредиты регионы вынуждены возвращать уже через год.
Для Магаданской области, чья жизнь и экономика полностью завязаны на своевременном и полном объеме северного завоза, нарастающие системные проблемы требуют безотлагательных решений на федеральном уровне. Без масштабной госпрограммы по обновлению флота и инфраструктуры регион рискует столкнуться с настоящим логистическим коллапсом.








