Премьер-министр РФ Мишустин поручил Антимонопольной службе проверить цены на бензин на АЗС. А про оптовые цены на топливо – забыл?

972

Говорит Магадан, 13 октября 2023 г. Бензин и дизельное топливо, произведенные в стране, должны в большей степени работать на интересы России и быть доступными гражданам по приемлемым ценам, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Совещание со своими заместителями глава кабинета министров начал с ситуации на топливном рынке страны. После роста цен на бензин и дизельное топливо правительство в сентябре пошло на временный запрет их экспорта. Работа по повышению эффективности мер в этой сфере продолжается, подчеркнул Мишустин.

“Важно, чтобы стратегические ресурсы, какими являются все производные от нефти – бензин и дизельное топливо, – в большей степени работали на интересы нашей страны, а покупатели могли приобрести их в нужном объеме и по приемлемым ценам”, – заметил он.

Решение о временном запрете экспорта бензина и дизеля показало свою эффективность, считает вице-премьер Александр Новак: ограничения помогли насытить внутренний рынок топлива, что в свою очередь оказало положительное влияние на цены. Так, стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизились на 16 и 21% соответственно, в мелком опте и на нефтебазах дизель подешевел в среднем на 6300 рублей за тонну, сообщает “Российская Газета”.

“Снижение зафиксировано в 81 субъекте Российской Федерации, – отметил зампред правительства. – Осуществляется особый контроль в части стоимости топлива для сельхозтоваропроизводителей”.

Федеральная антимонопольная служба провела ряд проверок деятельности нефтяных компаний и независимых автозаправочных станций.

“В результате возбуждено несколько антимонопольных дел против представителей независимых АЗС по признакам завышения цен”, – сообщил Новак.

Однако осторожно-оптимистические прогнозы по стоимости топлива после принятия озвученных мер оставляют без ответа очевидные вопросы о продуманности самих этих мер. 

Во-первых, почему Антимонопольная служба проверяет независимые АЗС, коих не так уж и много на рынке, но не проверяет игроков Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, действия или бездействие которых, вкупе с другими факторами, и привели к летнему всплеску ОПТОВЫХ цен на топливо? 

Во-вторых, наверное, есть определенный смысл в более жестких мерах по контролю за ценообразованием на АЗС сейчас. НО: очевидно же, что операторы топливного рынка вынуждены были 2 месяца покупать ОПТОМ партии бензина и солярки по албанским ценам, и теперь, в сентябре-октябре, а в Магаданской области – в ноябре-декабре, эти партии по космическим ценам окажутся в рознице на АЗС! И что предлагает премьер-министр страны Мишустин бизнесу в этих условиях, торговать себе в убыток? Как можно не замечать существующий временной лаг между закупками на бирже и продажей топлива на АЗС? В Москве или Питере, наверное, этот лаг минимальный. Но в регионах ДФО, а в особенности, регионах Северо-Востока России – это серьезный временной фактор. Партии топлива по завышенным ценам еще не поступили на АЗС, поэтому рост цены бензина и солярки здесь – еще впереди.

В-третьих, почему даже не озвучены никакие меры ответственности для серых экспортеров топлива, якобы из-за которых в том числе возник дефицит бензина и солярки на внутреннем рынке? 

Пока ситуация напоминает поиск стрелочников, которыми назначены розница в виде АЗС. Но, напомним, не розница в виде АЗС устанавливает оптовые цены на топливо.