Почему в России возник топливный кризис и когда перестанут расти ценники на АЗС

825

Говорит Магадан 16 октября 2023 г. Бензин начал дорожать летом текущего года. К августу цены на автомобильный бензин выросли с начала года в среднем на 6,6%, на дизельное топливо на — 2,7%.

Топливные катализаторы
К середине сентября динамика цен на бензин вышла уже на уровень 9,4%. Аграрии забили тревогу, заявив об угрозе остановки весенне-полевых работ.
Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев назвал проблему обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период — проведения посевной критической.
«Дефицит топлива может остановить полевые работы. Если мы не найдем решение, это будет катастрофа», — заявил глава аграрного ведомства.
На пленарном заседании ВЭФ-2023 во Владивостоке президент Владимир Путин особо акцентировал внимание на этой проблеме.
«Правительство не среагировало вовремя на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть», — отметил глава государства.
Топливное ралли запустил комплекс факторов. Во-первых, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) летом традиционно встают на ремонт. В этом году плановые работы были осложнены еще и трудностями с поставками отдельных компонентов с европейских рынков из-за санкций.
Во-вторых, увеличился рост экспортных поставок топлива, в том числе и бензина. Раньше на внешние рынки уходило не больше 10% от производимого в стране бензина. В этом году, по экспертным оценкам, эта доля выросла до четверти. И если раньше российские компании поставляли этот продукт в основном в страны ближнего зарубежья, то сейчас бензин поехал в Африку, Турцию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Там спрос вырос, да и цены оказались выгоднее. В результате, внутреннему рынку бензина стало не хватать – отсюда и рост цен.
И наконец, третий фактор — рост налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. Из-за стремления снизить дефицит бюджета правительство решило с сентября сократить на 50% выплаты по демпферу.
«Механизм демпфера действует в России с 2019 года. Это специальный стабилизатор, который не позволяет ценам на бензин слишком сильно колебаться. Работает он так: если экспортные цены поднимаются выше определенного уровня, НПЗ не повышают свои цены, но при этом получают компенсацию из бюджета», — объясняет заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Не последний вклад, по его мнению, на рост цен внесли и теневые экспортёры. Это болезненная проблема, в том числе и для Минэнерго.
«Теневой экспорт устроен так: НПЗ фактически отгружает нефтепродукты на внутренний рынок, а дальше трейдеры перенаправляют поставки на экспорт. Обычно это невыгодно, потому что трейдер не может легально получить возмещение по акцизу и НДС, которые уплачиваются при поставках на внутренний рынок. Но сейчас цена на внешних рынках так высока, что делает такие поставки экономически обоснованными», — рассказывает Кондратьев.
Изменение логистики внутри страны также стало фактором давления. Раньше грузы автотранспортом в России доставляли по коротким маршрутам: из портов Северо-Запада, из Санкт-Петербурга в Москву и Центральную Россию. Сейчас существенно выросли перевозки с Юга, а это более протяженные маршруты. Кроме того, увеличился объем транспортировки из Центральной Азию – в том числе и Китая. Это приводит к тому, что спрос на дизель стал выше, так как стало больше транспортное плечо», — отмечает аналитик.

Рычаги сдерживания
В ответ на давление этих факторов правительство РФ 21 сентября ввело полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива по трубопроводам в морские порты. Мера сработала, биржевые котировки снизились на 20%. Но тут возникла новая проблема — угроза затоваривания хранилища «Транснефти». Тогда власти смягчили условия экспортных поставок. Компаниям разрешено продавать топливо за рубеж, но только в том случае, если производитель поставляет не менее 50% от произведенного топлива на внутренний рынок. И наконец, для спекулянтов увеличены пошлины на экспорт нефтепродуктов с 20 до 50 тысяч рублей за тонну.
Параллельно решено вернуть объем компенсаций нефтяным компаниям в рамках «топливного демпфера».
Для стабилизации оптовых цен власти также повысили компаниям норматив по продаже топлива на бирже — с 13% до 15% для производства бензина и с 9,5% до 12,5% для дизтоплива. Решение вступает в силу с 1 декабря.

Такой комплекс мер, по мнению вице-премьера Александра Новака, проведёт к снижению биржевых цен, а вслед за ними такие же тенденции будут отмечаться и в рознице.
По оценке главы ЛУКОЙЛа Вадима Воробьева, пакет мер должен сработать.
Положительно оценили действия правительства и в «Газпром нефти». По информации федерального СМИ, в компании считают, что сокращение оптовых цен уже транслируется на уровень стоимости продуктов в региональных АЗС.

Независимый эксперт по транспорту Алексей Тузов полагает, что цены на топливо могут начать снижаться ближе к концу осени.
«В конце октября завершатся сельскохозяйственные работы, а временно остановленные НПЗ начнут работать на полную мощность», — аргументирует эксперт.
По его мнению, введение экспортных ограничений создаст условия для плавного снижение цены на бензин, но диапазон будет незначительным.
«Вместе с этим не нужно забывать об изменении механизма субсидирования нефтяников и риске дальнейшего роста курса доллара по отношению к рублю», — предупреждает Тузов.

Дальневосточный фактор
Между тем, в ДФО цены продолжают расти. На середину октября средняя цена на дизель достигла отметки 70,35 рублей, АИ-98 подорожал до 67,32 рублей.
Антимонопольным органам удалось несколько стабилизировать ситуацию в Хабаровским крае, но бензин продолжает дорожать в Еврейской автономии и Якутии.
Генеральный директор АО «Саханефтегазсбыт» Виктор Лебедев в своем интервью региональному СМИ объяснил это логистической составляющей.
«Биржевые скачки моментально влияют только на те АЗС, которые находятся рядом с заводами-изготовителями нефтепродуктов. В наш регион топливо поступает с задержкой на один-три месяца после отгрузки с нефтеперерабатывающего завода. Кроме того, меры по регулированию цен на рынке нефтепродуктов приняты совсем недавно, а навигационный закуп был осуществлен раньше», — объясняет эксперт.
Учитывая специфику Дальнего Востока, правительство РФ, напомним, ввело механизм субсидирования железнодорожных перевозок моторного топлива. С 1 апреля этого года он работает в отношении 8 регионов ДФО: Бурятии, Якутии, Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, ЕАО, Амурской и Сахалинской областей.
Плановые цифры заложены в бюджет, однако как выяснили в Счетной палате, в этом году произошло снижение субсидирования на 2,9 млрд рублей. Об этом, по информации федерального СМИ, аудитор Счётной палаты Алексей Каульбарс заявил на расширенном заседании комитета Госдумы по энергетике. По его оценке, это уже привело к снижению объема перевозки с 6,8 млн тонн до 6,2 млн тонн. По мнению аудитора, сокращение финансирования в будущем приведет к росту цен на топливо на Дальнем Востоке.

Министр энергетики Николай Шульгинов пообещал изучить вопрос.

 

 

По материалам ИА Vostok.Today