Почему курс доллара падает, а товары не дешевеют?

614

Говорит Магадан, 7 мая 2022 г. Генпрокуратура запросила данные о поставщиках, которые отказываются снижать цены, несмотря на укрепление рубля. В Ассоциации компаний оптовой и розничной торговли подтвердили случаи завышения цен, отметив, что лишь единицы снизили стоимость товаров и «совершенно не в той пропорции, в которой поднимали». Сами ретейлеры, входящие в АКОРТ, от комментариев отказались. Некоторые эксперты объясняют очень просто — возможно, они не хотят говорить то, что знают.

 

Как ситуацию видит обыватель? В начале марта биржевой курс доллара пробивал отметки выше 120 рублей за доллар. И тогда ценники переписывались. Что-то дорожало на треть, что-то — вдвое и так далее. Теперь же курс ниже 70 рублей, но в рознице мало что подешевело до февральских уровней. О корректировке цен вниз заявляли дистрибьюторы алкоголя, дешевели предметы личной гигиены, какая-то бытовая химия, но, опять же, не до прежних уровней. Население интересует ответ на вопрос: почему?

 

Теперь этим вопросом озадачилась прокуратура. Представители сетевого ретейла справедливо отмечают, что ценник зависит не только от курса: какие-то товары стали попросту дефицитными. По остальным — почти всем — пришлось перестраивать логистику, продолжает представитель компании поставщика молочной продукции «Рузское молоко» Анна Бойко:

«Если мы говорим про наших поставщиков, много происходит закупок. В первую очередь это упаковка, это и закваски, и какие-то моющие [средства]. Тут есть два аспекта сложности. Первый — это то, что некоторые компании ушли из России, и нам пришлось в срочном порядке искать замену, что очень сильно осложнило ход работ и повысило наши затраты. Второй аспект — это повышение цен текущими партнерами, [по контрактам], которые мы не перезаключали, но у многих возросли затраты на логистику».

Не стоит забывать о том, что санкции бьют и по европейской экономике, и часть товаров дорожает уже там, указывает представитель сети алкомаркетов «Красное & белое» Марина:

 

«Есть еще очень много нюансов, помимо курса доллара, которые влияют на цену, поэтому нельзя говорить о том, что курс упал и тут же все вернулось на круги своя. Если раньше мы возили, условно, товар из Белоруссии, из Великобритании, то теперь мы товар из Великобритании везем через третьи страны. У нас менеджеры до глубокой ночи работают, чтобы наладить логистику, наладить поставку. То же самое происходит сейчас с пивом из Германии, где значительно вырос расход на электричество — в два раза практически, солод подорожал, производство у них в целом подорожало в два или три раза».

 

Все так, рассказывает независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов: и логистика, и дефицит, и повышение цен на товары за границей — все это влияет на цены на полках российских магазинов, и в каждом случае нужно разбираться отдельно. Но есть то, что объединяет всех ретейлеров, которые жалуются на отказ поставщиков снижать цены, продолжает эксперт:

«Для любого производителя разрыв отношений с сетью — это катастрофа, потому что сегодня подавляющее большинство продаж происходит через сетевых ретейлеров. Какие-то капризы или невозвращения к старым ценам, если до этого есть все предпосылки, никогда не могут быть в природе, потому что для производителя поиск других каналов сбыта равен катастрофе, потере доли рынка, убытку и так далее. В этой ситуации, скорее всего, как мне видится, лукавят сами сети, потому что в этой связке «производители — сети» выровнять показатели потерь, которые были при скачке рубля по отношению к доллару и к евро, — святое для них дело. Поэтому сети будут делать все, чтобы до последнего удерживать цены».

 Другими словами, не стоит ожидать, что только из-за коррекции курса цены вернутся на февральские уровни. Но и прочие проблемы, о которых говорят ретейлеры, на 100% не объясняют того, что цены откатываются назад так медленно, а в ряде случаев не откатываются вовсе. Впрочем, законы рынка тоже никто не отменял.