Олег Дудник: а не надо в нас целиться!

Олег Дудник: а не надо в нас целиться!

25.11.2024
425
Поделиться
Олег Дудник: а не надо в нас целиться!

Говорит Магадан, 25 ноября 2024 г. Предлагаем вниманию интервью Олега Дудника в программе «Честный разговор» на радио «Карибу Арт» (104,2 FM), состоявшееся 22 ноября 2024 г.

– В эфире «Честный разговор» на радио «Карибу Арт», меня зовут Татьяна Брайс. Это будет честный разговор. Добрый день всем нашим радиослушателям. Сегодня на «Честный разговор» к нам пришёл профессиональный социолог, аналитик, общественный активист Магадана и руководитель нашей медиагруппы «Карибу» Олег Дудник. Добрый день, Олег Владимирович.

– Здравствуйте.

– Во время наших встреч мы обычно в эфире поднимаем животрепещущие темы, которые касаются нашей медиагруппы и жизни Магадана. Сегодняшний эфир, конечно, не будет исключением. В общем, интернет-издание «Говорит Магадан», которое принадлежит нашей медиагруппе, сообщило о таком значимом для многих магаданцев событии. Дело в том, что арбитражный суд Пермского края – даже не Магаданской области – признал деятельность агрегатора такси «Автолига», а про «Автолигу» знает абсолютно каждый магаданец, хочет он этого или не хочет, но точно знает, так вот, деятельность этого агрегатора такси признана судом Пермского края незаконной. Мало того, что незаконной, ещё и создающей опасность. И дело в том, что суд Пермского края запретил всевозможные вот эти многолетние такие многоходовочки, которыми «Автолига» пользовалась. Ну, а для нашего СМИ – для телеканала «Карибу» в том числе – это важная, очень хорошая новость. Так вот, сейчас Олег Владимирович как раз и расскажет, почему такое значение имеет это решение суда Пермского края.

– Ну, конечно, для нас как для средства массовой информации это имеет значение, конечно. Локальное, но важное, потому, что «Автолига» подавала на нас иск в суд, считая наши материалы о многочисленных ДТП, о нарушениях так называемых «ценных специалистов из Средней Азии», ущербом деловой репутации, клеветой, мол, мы клевещем на них. Мы, значит, виноваты в том, что мы специально транслируем какое-то негативное отношение к «Автолиге». В суде и в судебном иске «Автолига» заявляла, что магаданцы в наших сюжетах на данную тему – это подставные актёры, которых мы наняли. Да, значит, это все театр и так далее, и мы виноваты в том, что мы по каким-то непонятным причинам ополчились на «Автолигу», но, соответственно, выигрыш в суде отвергает эти все нелепые обвинения и ставит всё на свои места. Но на самом деле, конечно, значение этого судебного решения, которое, возможно, «Автолига» будет обжаловать, но вряд ли оно каким-то кардинальным образом изменится. Оно означает такой публично-правовой прецедент судебного регулирования деятельности агрегаторов такси, которых, естественно, помимо «Автолиги» достаточно большое количество даже в Магадане. Я уж не говорю о центральных регионах страны. Процесс регулирует именно те, скажем так, серые зоны, которыми пользовались вот эти агрегаторы раньше. И приятно отметить, что мы как средство массовой информации – журналисты, приняли участие в этом судебном решении. Мы являлись, напомню, стороной процесса. И в этом смысле вполне закономерно можем говорить и о нашей победе. Что же именно произошло? Ну, во-первых, произошло то, что запретили «Автолиге» использовать свою информационную систему для передачи заказов на перевозку пассажиров водителям, которые не имеют соответствующих разрешений. В данном случае это встречалось сплошь и рядом, то есть приезжали различные «ценные специалисты» из республик Средней Азии, которые не имели иногда не то, что российских прав, но зачастую не имели законных оснований находиться на территории Российской Федерации. Тем не менее они регистрировали свои данные в сервисе в качестве водителей и «благополучно» в кавычках осуществляли пассажирские перевозки. Почему «благополучно» в кавычках? Потому что у нас целая серия была материалов о том, как сбивают, как кегли, наших магаданцев на дорогах и на пешеходных переходах вот эти «ценные специалисты». В данном случае эта проблема была настолько явной и настолько серьезной, что не обращать на нее внимания не могли не только журналисты, но и правоохранительные органы, соответственно, надзорные органы и так далее. Так вот, теперь, на основании судебного решения эта деятельность признана незаконной, то есть она запрещена для «Автолиги». В этом смысле это очень важный момент, потому что разговоры о том, чтобы внести законодательный запрет на этот вид работы, то есть ввести это ограничение – тем, кто не имеет разрешений законных, нельзя предоставлять возможность перевозки пассажиров – ведутся на уровне Госдумы сейчас. И я думаю, что со временем, а может, в ближайшее время, будут приняты соответствующие поправки в законодательстве, но пока этого не было. Соответственно, публично-правовой прецедент состоялся. Это очень важное достижение. Потом – очень хороший момент: отмечу, как следствие этого судебного решения – это то, что доводы юристов «Автолиги», которые говорили о том, что они и не сервис такси вообще, а, так сказать, некий посредник информационный, просто площадка, где пассажиры и водители сами находят друг друга, а они в общем-то даже и прибыль не извлекают из этого, такие вот альтруисты-волонтёры. «Чут-чут подвезли», значит, по пути, и тому подобное – всё это судом признано недействительным. То есть эти все разговоры в пользу бедных, как говорят. На самом деле это, конечно, коммерческая деятельность, это деятельность в сфере перевозки пассажиров, в сфере такси, которая, соответственно, должна подчиняться многочисленным и постоянно ужесточающимся требованиям российского законодательства. Самым главным достижением, которое это судебное решение о признании незаконной деятельности «Автолиги» провозглашает, является тот факт, что безопасность магаданцев, безопасность пассажиров, которые пользуются этим сервисом и сервисами многих других агрегаторов, теперь будет повышаться и обеспечиваться уже на судебном уровне правовым решением. Надзорное ведомство уже высказывало эту позицию публично: после вступления в законную силу этого судебного акта будет осуществлять надзор за его исполнением. То есть, уже появляются четкие правовые механизмы, чтобы регулировать и контролировать исполнение этого решения. Поэтому это очень важная победа, с чем я, конечно, поздравляю всех магаданцев.

– Да, дело в том, что началось-то это будто полтора года назад, наверное, даже два года назад. Когда началась эта история, мало того, что магаданцы, естественно, возмущались, даже создавались группы «АнтиАвтолига», не знаю, существуют ли эти группы сейчас или нет. В них люди постоянно обсуждали ситуацию, постоянно присылали фотографии, подтверждающие, что очередной водитель из «Автолиги» нарушил правила дорожного движения, и в общем, естественно, стали к нам, как к журналистам, обращаться с этим вопросом. И мы делали действительно большую серию репортажей. Один раз даже наша съемочная бригада оказалась на месте, где сбили женщину. Мы всё это снимали, всё это показывали, и вот против нас «Автолига» решила подать в суд за то, что мы якобы порочим их честь и достоинство, деловую репутацию. Ну, я всегда говорю, что когда-нибудь… Ой, Господи, когда-нибудь победит все самое хорошее. Надеюсь. Естественно, они будут обжаловать это решение суда Пермского края. Да, но посмотрим. Я думаю, что правда всё равно будет на нашей стороне. Посмотрим, чем всё это дело закончится. Так, прервёмся немножко на выход рекламы, потом обязательно вернёмся.

«Честный разговор». В первой части нашей беседы мы рассказывали о том, что арбитражный суд Пермского края признал деятельность агрегатора такси «Автолига» незаконной, так как она создаёт опасность, и запретил ей ряд действий. Олег Владимирович, каким образом удалось в суде доказать правоту не только нашу, наших журналистов, нашей телекомпании, но и правоту магаданцев, которые на протяжении всего времени существования «Автолиги» постоянно жаловались, испытывали проблемы именно с этим агрегатором такси?

– Ну, тут нужно отметить, что судебных дел фактически было два. То есть, во-первых, дело возникло исходя из того, что «Автолига» подала на «Карибу» в суд и уже началось рассмотрение. Но решающим, переломным моментом стало, конечно, вмешательство в ситуацию прокуратуры Магаданской области и последующее наше обращение как журналистов напрямую к начальнику управления Генеральной прокуратуры России по Дальневосточному федеральному округу Андрею Мондохонову. Кроме того, там же он прямо на приёме задавал вопросы, уточняющие то, что мы рассказали по этой истории и руководству областного ГАИ, и министру дорожного хозяйства Александру Просину, и многим другим чиновникам и ведомствам, и они меня поддержали, потому что докладывал как раз по этой ситуации я. Они подтвердили, что действительно ситуация такая, и даже ещё, может быть, острее. После этого он дал поручение подготовить исковое заявление самой прокуратуре в суд, и оно было подготовлено. И, нужно отметить, чтобы наши радиослушатели тоже понимали, это очень сложное было с юридической стороны дело. У «Автолиги» юристы тоже, скажем так, достаточно профессионально подготовленные, которые всяческим образом пытались замылить и затянуть это дело. Например, нас, «Карибу», как участников процесса, пытались исключить, как сторону. Отдельное было ходатайство с их стороны. Суд отказал, слава богу, то есть мы остались в деле и могли дальше выражать свою позицию. Кроме того, они предприняли шаг по переводу разбирательства из арбитражного суда Магаданской области в Пермский край, по месту своего юридического адреса, по месту нахождения. Суд это прошение удовлетворил. Да, там законные основания нашлись для этого, но в итоге это им не помогло. То есть, не знаю, на что был расчет, может быть, что в своем регионе будет попроще что-то порешать, скажем так, но, слава богу, у нас всё прошло именно в рамках закона и по законным процедурам. Поэтому те аргументы, которые представила прокуратура Магаданской области, безусловно, возымели убедительный эффект и для суда Пермского края. Пользуясь случаем, я бы хотел от себя лично добавить: благодарности в первую очередь, на мой взгляд, заслуживает руководство прокуратуры Магаданской области: Дмитрий Петрович Разуваев, его первый заместитель Илья Николаевич Максимов. Безусловно, нельзя не упомянуть начальника УМВД по Магаданской области Дмитрия Геннадьевича Князева, министра дорожного хозяйства и транспорта Колымы Александра Георгиевича Просина, начальника областного ГАИ Сергея Николаевича Шаклеина, руководителя УФНС по Магаданской области Ларису Владимировну Лаврентьеву. Потому что УФНС тоже была стороной в процессе, и там не только же по ДТП и по этим моментам был процесс, но в том числе и по экономической составляющей. И именно благодаря работе и позиции этих руководителей, а также их подчиненных, которые непосредственно уже сами в процессе готовили документы, и готовили позиции, в общем, такой большой команде профессионалов, нам удалось получить этот положительный судебный акт. Я думаю, что многих магаданцев, которые жаловались на этот агрегатор такси, на «Автолигу», и в том числе участников тех групп, которые так и назывались «АнтиАвтолига», наверное, сейчас радует это решение. Но опять-таки – видите, посмотрим, всё равно решением Пермского суда не закрыт этот агрегатор. Конечно, задачи его ликвидировать и не было, само юридическое лицо там и так далее. Это, по большому счёту, и не совсем правильно было бы. Но оно должно вернуться в правовое поле: пусть работают, но работают так, как требуют законы, а это значит, что должны ездить водители, которые имеют на то все соответствующие разрешения. Например, российские водительские права должны быть, а также ряд других моментов, и если это исполняется, тогда и безопасности пассажиров ничего не будет угрожать. Посмотрим, чем закончится в конечном итоге эта история.

– Еще одна хорошая для нас новость прилетела на прошлой неделе. Теперь уже из Магаданского городского суда, который обязал «известную» в Магадане фитнес-тренера Анастасию Спичак выплатить компенсацию морального вреда девятилетней спортсменке, пострадавшей на её тренировке в спортивном комплексе «Территория спорта». Дело в том, что длилось это почти три года. Да, насколько я понимаю, с декабря 2021 года – тогда началась вся эта история, и мы постоянно тоже освещали это всё. Мы рассказывали в наших эфирах неоднократно обо всем этом, потому, что мы выступали соответчиками в этом суде. В общем, в конечном итоге Магаданский городской суд поставил точку в этом деле. Мы были одной из сторон по этому делу, и Олег Владимирович сейчас всё обо всём расскажет. Сначала расскажите, к чему пришёл всё-таки суд?

– Самым главным результатом является то, что Анастасия Спичак теперь обязана выплатить компенсацию морального вреда маленькой девочке. Сумму морального вреда суд оценил в 350 000 рублей. Плюс  есть ещё одна сумма – это компенсация на лекарственные средства. В этом смысле 350 000 рублей – это достаточно серьезная сумма, хотя, на мой взгляд, конечно, и недостаточно адекватное возмездие, скажем так. Потому, что по иску прокуратуры, которая второе судебное дело выиграла, сумма запрашиваемой компенсации была 800 000 рублей. И мне кажется, на самом деле, чем жестче наказание за такого рода действия, тем оно будет иметь более эффективный профилактический эффект, потому, что такие ситуации в стране встречаются достаточно часто. Давайте я прямо сразу расскажу, с чего всё началось-то. Началось все в 2021 году на платной тренировке, коммерческой тренировке, индивидуальной в «Территории спорта», когда Анастасия Спичак проводила, как она говорила, растяжку. Ну, в общем, это в любом случае тренировка, и своими непрофессиональными действиями привела к этому результату: у ребенка фактически перестала функционировать рука, и долгое время потребовалось на то, чтобы организм и здоровье восстановились. Да, и, на самом деле, ребёнок испытывает ещё до сих пор последствия, родители вынуждены тратить достаточно большие средства на поездки в клиники Москвы, Санкт-Петербурга, чтобы проводить различные реабилитационные мероприятия. На самом деле, да, мы общались с  мамой девочки, и она говорила, что больше всего её возмутило отношение тренера. Ну, все понимают, что такие ситуации в спорте, теоретически, возможны. От этого никто не застрахован, всё может произойти, но позиция самой Спичак, конечно, возмутила родителей. Поэтому они и пошли по пути обращения в правоохранительные органы, в том числе в надзорные органы, потому что она даже отказалась извиниться. То есть всю вину она вообще сразу отмела, наоборот, «перевела стрелки», как говорят, на родителей, на ребёнка и начала очень некрасивые, такие, скажем так, «телодвижения» по поводу того, что ребенок сам был нездоров, и у него якобы есть там какие-то заболевания. Это, конечно, родителей и возмутило. Мне кажется, любому, кто представит себя на месте мамы и папы этой девочки, эти эмоции будут понятны. Поэтому они решили провести разбирательство и начали обращаться. Тут интересно, что, опять же, как и с «Автолигой», эта ситуация развивалась примерно по одному сценарию, то есть к нам обратились родители, мы сделали материал об этой истории, по-моему не один, ещё в мае-июне 2022, сама травма произошла в декабре 2021 года. Но вместо того, чтобы оказать какое-то просто даже сочувствие и ребёнку, и родителям, и уж не говоря о том, что можно было еще другие действия предпринять, Спичак не нашла ничего лучшего, как и «Автолига», обратиться в суд к маме сначала, то есть к родителям, с обвинением, что они клевещут на неё и, в общем, наносят ущерб опять же деловой репутации. Суд принял это заявление, начал его рассматривать и привлёк ещё и нас, наш телеканал в качестве соответчиков, потому, что на нашем канале, естественно, эта история была запубличена. Самое интересное в этой ситуации то, что суд достаточно быстро проходил, и первая инстанция была нами даже проиграна! То есть, мама и мы, телеканал, по решению суда были признаны проигравшей стороной. Мы, конечно, не согласились с этим, потому, что это очевидно, в общем, несоответствие реальности. Была подана апелляционная жалоба, и уже по ходу рассмотрения апелляционной жалобы в дело опять же вмешалась прокуратура Магаданской области. Я хочу на этом заострить внимание, потому, что с моей точки зрения и по опыту нашей журналистской работы – мы часто берем проблемные материалы, острые материалы, несправедливость, какое-то нарушение прав людей – и выступаем в их защиту, публикуя наши сюжеты. Именно позиция прокуратуры Магаданской области, города Магадана, то есть ее подразделений, дальше по районам, является сегодня гарантом защиты прав людей и исправления этих ситуаций. Мы подобные этой истории наблюдаем уже просто не впервые, поэтому, конечно, здесь нужно выразить ещё раз благодарность сотрудникам этого надзорного ведомства, всем тем его работникам, которые занимались этим делом. Эта история была очень запутанная. Представители Спичак, просто, я не знаю, делали такие кульбиты правовые в суде, что иногда, вот хоть стой, хоть падай. В этом смысле второй суд, когда уже прокуратура подала иск в защиту прав ребёнка, наконец-то расставил всё на свои места, и очевидное было признано реально существующим, и справедливость восторжествовала. Поэтому, конечно, мы рады. Прежде всего за родителей, потому что у них понимаете, какая ситуация? Мы тоже продолжаем оставаться на контакте с ними, и как они неоднократно делились, что последствия травмы всё равно еще имеют место быть, и они, конечно, уже за эти три года переживания эмоций за судьбу своего ребенка – это не вернется, это никак не компенсируется, но при этом остается хотя бы важным моментом, что их права были восстановлены. Честное имя было восстановлено, и родителей, и ребёнка, и ситуация квалифицирована так, как она произошла. А были непрофессиональные действия фитнес-тренера, что на самом деле в суде и выяснялось. Да, он не имеет даже никакого профессионального образования, кроме бухгалтера на уровне техникума. Как ты можешь тренировать детей несовершеннолетних, на каком основании вообще, не имея никакого профессионального образования? На мой взгляд, это и являлось, наверное, самым главным фактором, который привёл к возникновению этой ситуации. И это решение суда, конечно, тоже первой инстанции, наверняка Анастасия и её представители будут пытаться обжаловать. Опять же, я уверен, что вряд ли что-то получится у них кардинально изменить, но когда оно вступит в законную силу, это, опять же, будет прецедент. Что эта ситуация выявила у нас? Что в масштабах всей страны есть много нарушений в деятельности физкультурно-спортивных, вот таких тренеров, деятелей, как их можно назвать? Потому, что идут в эту сферу многие, спрос есть, людям надо заниматься спортом, и соответственно, они готовы за это платить, за тренировки своих детей. В эту сферу идут все подряд. И никто, собственно, это не контролирует. Тут интересен момент, на который я хотел бы обратить внимание: экс-руководитель департамента физической культуры и спорта администрации Магаданской области – Борис Эммануилович Хейнман  в этой истории, ну, скажем так, проявился, засветился, с не очень красивой стороны. Именно он в суд первой инстанции направил бумагу, где говорилось что не требуется никакого образования профессионального в области физкультуры. И, в общем, все нормально. У меня такое ощущение возникло, когда я знакомился с документами, что хотелось протереть глаза: ну не может чиновник такого уровня и человек, который управляет этой сферой в регионе, занимать такую позицию! То есть, это нонсенс. Но, тем не менее, документ имеется, и соответственно, на первом этапе это повлияло, на мой взгляд, на решение суда. Сейчас, когда решение вступит в законную силу, если будут такие инциденты где-то в других регионах, то этот элемент судебной практики суды других регионов уже будут рассматривать, и Магаданскую историю, и это судебное решение, и выносить свои решения исходя из этого. Дело в том, что ну очень интересная тенденция получается, если эти два дела рассмотреть вместе. Они начинают решаться в пользу справедливости только после вмешательства прокуратуры. Я хочу этот момент тоже подчеркнуть. Родители Миланы, той девочки, которая пострадала на тренировке, обращались и в Следственный комитет, и в другие правоохранительные органы. Это никакого результата не дало. И эти конкретные инстанции, которые на самом деле показали себя, с некрасивой стороны, в этой истории проявляются в непрофессиональной деятельности как конкретных представителей, которые, может быть, не хотели заниматься и рассматривать это дело. Это не меняет реальную ситуацию: травма была, а вот в процессе доходило до того, что даже и представители Спичак «с пеной у рта» доказывали, что, мол, даже и травмы-то, по большому счёту, не было. Мол, что вы тут вообще нам говорите? Всё хорошо, это вы всё сами придумали, это у вас всё было до этого и так далее. Ну, еще раз подчеркну, на наш взгляд, для «Карибу», самое главное – это не только рассказать о какой-то вот такой вопиющей истории, публично используя наши ресурсы, мы это делаем профессионально, исполняя свой общественный и журналистский профессиональный долг. Но и бороться за доведение этого результата до его справедливого финала. Когда, все-таки, правда торжествует. В этом мы, наверное, отличаемся от других СМИ.

– Когда-нибудь разум победит. Да, это, действительно, происходит не так часто, как хотелось бы, но всё-таки. Ну, а сейчас, наверное, о таком злободневном. Дело в том, что многие магаданцы в последнее время стали жаловаться, остро очень встал вопрос об общественном транспорте в Магадане, и мы делали несколько материалов телевизионных как раз-таки на эту тему. Знаете, я всегда, когда начинают пассажиры жаловаться на то, что нет маршруток, всегда почему-то параллель сразу возникает такая: многие магаданцы, да пожалуй, все, кто пользуется общественным транспортом, они постоянно жаловались на то, что водители этих маршруток – это как раз мигранты со Средней Азии. Как только вступило в законную силу решение губернатора о том, чтобы запретить заниматься этим видом деятельности мигрантам, сразу начались проблемы с маршрутками. Я всегда говорю: пассажирам нужно было определиться, они хотят, чтобы у нас были маршрутки, но при этом терпеть за рулём иностранных специалистов, или тогда уже терпеть то, что теперь маршруток просто нет? В этом состоит проблема или нет?

— Я не соглашусь с таким подходом. Потому, что именно об этом как раз звучат тезисы от автоперевозчиков, и даже мэр Магадана Юрий Фёдорович Гришан буквально, по-моему, в конце сентября в своём видеоблоге говорил о том, что люди жалуются, и в мэрию в том числе жалуются, во все инстанции, он говорил – водителей не хватает. Поэтому такая ситуация. Говорят, зарплата маленькая у водителей маршруток, говорят, что они сами должны ремонтировать свои автомобили. Губернатор принял запрет такой в прошлом году, на этот год он вступил в силу. Но, на мой взгляд, ситуация вообще должна немножко по-другому выглядеть, рассматриваться со стороны, в том числе, действий или бездействия мэрии, которая отвечает за организацию перевозок. Начнём с того, что, во-первых, эти мигранты были не всегда. Мы уже забыли то время, это не так давно было на самом деле, когда не было никаких мигрантов, и все водители были профессиональные, и маршруток было много, и всё было хорошо. Надо отметить, что численность населения у нас так сильно не сократилась за последние 10 лет. В Магаданской области и в городе Магадане она вообще стабильна на уровне плюс-минус около 100 000 человек. Она кардинально не падает, и в этом смысле произошло просто замещение одних водителей на других, на приезжих мигрантов. Почему? Ну, потому, что это более дешёвая рабочая сила. Это всем понятный тезис. То есть перевозчики, скорее всего, просто выбрали тактику экономии на фонде оплаты труда, на своих затратах, чтобы повысить свою рентабельность, чтобы увеличить свою прибыль. В этом смысле зарплаты у мигрантов, мы все знаем, они были меньше, а сейчас, может быть, подросли, но, наверное, всё-таки проигрывают ожиданиям наших местных людей, которые здесь живут, не приехали сюда на год или на два заработать денег. Мы здесь живём в Магадане, многие здесь родились и поэтому знают, какие расходы здесь у нас и так далее. И в этом смысле самый главный момент, который нас, скажем так, удивляет, это когда глава города, отвечая на вопросы, на жалобы жителей, говорит, что, раз не хватает водителей – терпите, мол. Или что? Никаких других доводов или объяснений он не дает. Ну, вот он объяснил, не хватает водителей, хорошо. Какой выход? Выход-то какой? Мы уже попытались разобраться в этой ситуации сами. Как вообще появляются автоперевозчики на маршрутных линиях? На конкурсной основе мэрия Магадана осуществляет приглашение этих субъектов предпринимательства. То есть, маршрут выставляется на конкурс как лот целый, они так и называются — лотами. Указаны требования, которые прописаны к перевозчику, который хочет зайти на этот маршрут, потому что он имеет коммерческую ёмкость, то есть перевозчики приходят зарабатывать деньги, и давайте об этом не будем забывать. Это принципиальная ситуация! Так вот, в этом регламенте, который висит на сайте мэрии, он актуален, по-моему, на октябрь месяц, мы смотрели недавно, когда делали материал. Все маршруты расписаны, количество автобусов, количество рейсов, интервалы и так далее. Есть смена зимнего расписания на летнее, тоже предусмотрено. Всё это понятно. У нас сезонный фактор в северном регионе, конечно, имеет место быть, но даже по каждому маршруту или по некоторым, сейчас точно не вспомню, указано, что при нехватке автобусного парка мэрия Магадана может выделить такие-то и такие-то автобусы для того, чтобы эту ситуацию закрыть. А теперь давайте рассмотрим довод мэра. Вот ему автоперевозчики говорят: «Вы знаете, нет водителей. Не хватает». Мэр отвечает: ну, что ж теперь поделать… На самом деле, на мой взгляд, позиция должна быть другой: если вы получили на конкурсной основе право работать и зарабатывать деньги на этом маршруте, то меня, как заказчика, не интересует, почему вдруг у вас стало не хватать водителей. У вас не хватает, вы не можете найти – мы найдём другого перевозчика. Единственная ситуация, которая мешает этому моменту, о чём бы хотелось сказать: у нас рынок поделён, он неформально разделён. Я напомню нашим радиослушателям, что мы делали один из материалов о перевозчике пассажирских маршрутов. Екатерина Никитская, которая владеет одним из этих перевозчиков, по крайней мере, голос этим именем представился и был похож на голос Е.Никитской, говорила о том, что у них всё поделено здесь, и, мол, какому-то из новеньких, который хотел зайти на рынок, сказали, что сюда не надо лезть, это наши перевозки. Давайте жить дружно, иначе мы с вами начнем ссориться и все остальное. То есть, как бы такая стрелка в формате девяностых годов, и это навевает на мысли о том, что оно так и есть. То есть почему нет конкуренции? Если не хватает водителей у этого перевозчика, пусть придет тот, кто найдёт водителей, поднимет зарплату им, создаст условия. Вообще говоря, можно параллели провести с образованием, когда какому-то учебному заведению выдаётся лицензия на обучение, там тоже чётко прописывается, какие именно преподаватели должны быть, например, с высшим образованием, с учёными степенями. Если ты получил лицензию, то никого не интересует, каким образом ты найдешь этих людей, ты обязался это сделать. Здесь, с водителями, это тоже такой детский лепет какой-то, что их не хватает. Не хватает – уходи с рынка! Вот, на мой взгляд, позиция должна быть какая. Но пока таких действий нет, и ситуация деградирует. Перевозчики скажут: Юрий Федорович, у нас автобусов не хватает, шины сдулись, масло протекает, поэтому теперь одна маршрутка на линии. Если постоянно разводить руками и бездействовать, не используя рычаги, которые, ну, вообще говоря, на плаву, их видно на поверхности, то ничего и не изменится. Видимо, скоро будет одна маршрутка на Магадан, и все будут объяснять объективными причинами.

– Посмотрим, чем все это закончится. Ну и, конечно, если всё это разрешается в положительном ключе для жителей нашего города и нашей области, то, конечно, мы всегда с радостью готовы вам об этом рассказать. Если хотите быть в курсе всех новостей, которые мы показываем, подписывайтесь на «Карибу» во всех соцсетях. Там мы объективно показываем и рассказываем о жизни нашего города, и не только, кстати, нашего города, но и области. Мы рады были с Вами сегодня побеседовать, Олег Владимирович, спасибо большое. Всем отличной пятницы!

Поделиться