Николай Жуков: честные выборы – это фиксация воли избирателей в том виде, в каком она выражена

1452

Говорит Магадан, 13 июля 2021 г. Председатель Магаданской областной избирательной комиссии Николай Жуков дал эксклюзивное интервью интернет-газете “Говорит Магадан”. Мы побеседовали с ним о том, что такое честные выборы и как их провести, какие новшества в законодательстве будут определять ход выборов этой осенью и что нужно знать журналистам, чтобы не попасть на штрафы и иную ответственность.

– Николай Николаевич, все всегда перед выборами говорят: «Мы – за честные выборы. Нам нужны только честные выборы!» Говорят об этом кандидаты, партии, общественные организации, СМИ, чиновники – все. Что такое «честные выборы для Вас как для главы Облизбиркома и как их провести?

– Для меня – да и не только для меня, для всех моих коллег, я скажу – это не секрет абсолютно, у нас вся информация есть на сайте – нас 772 человека в области, которые организуют и проводят выборы. Это немногим меньше процента от числа избирателей вообще. И для нас честные выборы – это те выборы, где та воля, которую выразили наши магаданцы-избиратели зафиксирована в таком же виде, в каком она выражена. Сначала в итоговом протоколе на участковой комиссии, затем и нами, здесь, в целом для территории области. Что для этого нужно сделать? За последние пять лет у нас ведь очень сильно изменилась избирательная система; и центральная избирательная комиссия очень большие усилия приложила. И мы, в принципе, понимание всегда встречаем, когда мы организуем свои региональные выборы. Я для примера скажу: видеонаблюдение. У нас сегодня 85 избирательных участков. Ну, мы не берем наш традиционный. Два на ум пошло, как говорится – у нас всегда есть традиционный избирательный участок 39-й – мы его делаем в областной больнице, совершенно понятно, почему. Там люди, которые объективно не могут прийти на свой избирательный участок – их там немного голосует. А так – 85. Сегодня на сорока одном из них стоит видеокамера – и будет стоять, мы традиционно их ставим с 2018-го года на всех выборах: региональных, федеральных. Камера эта стоит с прямой трансляцией в интернет. Если посмотреть – это, опять же, публичные данные – по количеству избирателей – у нас даже после реформы по городу в связи с изменением порядка выборов в Гордуму – нам пришлось изменить границы избирательных участков, у нас больше 60-ти процентов избирателей голосуют под видеокамерой. Потому, что это региональный центр, это город Магадан, у нас по городу Магадану остаются неохваченными маленькие участки, новые, мы пока еще это в проект не включили, но включим и тоже там поставим. Пишется не только видео, но и звук. Иногда это приводит к казусам, когда люди, мои коллеги, начинают под камерами обсуждать личные проблемы. Приходится звонить и говорить – вы забыли, наверное, но звук тоже пишется и транслируется. Причем это не просто можно посмотреть – это можно записать, многие коллеги из наших партий весь этот период записи ведут. Это записывается на служебный портал и потом хранится полгода-год, пока еще есть такие возможности что-то в судебном порядке оспорить. Более того, в этом году мы активно работаем с правительством. Губернатор уже дал поручение: на оставшихся участках мы тоже организуем видеонаблюдение – без трансляции, это не самое дешевое удовольствие. Оно будет оффлайн, но тоже будет. То есть, мы практически всех охватим. Причем, если мы берем инструкцию ЦИКа, которая в этот раз уже принята – под полем видеонаблюдения обязательно должны находиться металлические ящики, в которых находится избирательная документация, бюллетени и сейф-пакеты. Кстати говоря, по поводу хранения этой избирательной документации тоже есть интересный момент, новинка такая именно этого года – КОИБы. Если раньше мы голосовали в ящик, потом перекладывали в сейф-пакет, то в этот раз все три дня будут работать комплексы обработки избирательных бюллетеней. Причем, по регламенту утром происходит съем – например, ноль бюллетеней, грубо говоря, вечером – съем информации, на следующее утро – тоже съем информации. Два акта эти – они сверяются, подтверждая, что ничего не изменилось. То есть, это такое устройство, обеспечивающее не только видеонаблюдение, но и ежедневную сверку – что там с бюллетенями у нас происходит. Кстати, тоже обращу внимание – это требование Центральной избирательной комиссии: у камеры Ростелекома такая опция есть всегда – чтобы в ночное время тоже было видно, эта трансляция, сегодня, во всяком случае, планируется все три дня. Ночь, день – видеозапись будет вестись постоянно. И требование к камерам, чтобы они могли вести видеосъемку в ночное время. Причем если вдруг мы используем не штатные камеры Ростелекома, и они не позволяют вести съемку в ночное время – свет остается включенным в помещении. За все 6 лет, что я работаю в комиссии, у нас ни одной отмены итогов голосования не было, даже введение повторного протокола – для нас исключительная редкость. Здесь ничего нет такого, потому, что иногда бывают счетные ошибки, но это редчайшие случаи. За всю свою практику, может быть, пару раз могу вспомнить такое. Потому, что, опять же, штатная или полуштатная ситуация порождает определенные сомнения. У нас даже в этом плане все достаточно ровно. И, говоря об этом, я не упомянул многие технологии, которые до этого были сформированы – QR-коды на протоколах, автоматизированный ввод, который исключает человеческий фактор, то есть данные с протокола вводятся через QR-код, который на нем помещается. И то, что все наблюдатели получают копии протокола по окончании голосования и могут в любой момент посмотреть по системе ГАС-Выборы, те ли данные оказались в системе. Это тоже можно проверить. Речь идет для нас не о контроле за коллегами, за участковыми территориальными комиссиями, а о том, что сам избиратель и кандидат должны иметь возможность убедиться в том, что комиссия отработала штатно.

– То есть не внутренний иерархический контроль, а контроль со стороны общества, со стороны участников процесса, для того, чтобы у них снять эти сомнения?

– Да, не вопрос легальности, а вопрос легитимности, то есть одобрения. Признания результатов голосования.

– Николай Николаевич, последние нововведения – в том числе этого года – все-таки пандемия, или это тенденция – многодневное голосование? Для чего, зачем, какие есть нюансы?

– У нас и в обществе отношение непростое, оно немного разделилось: есть сторонники, есть противники. Понятно, что мотив есть основной – это пандемия. Но я говорил и еще раз скажу – можно посмотреть в архивах статистику заболеваемости: ни “после Конституции”, ни после 13-го сентября у нас всплесков заболеваемости не было. Я это вижу даже по коллегам. Мы застраховали коллег перед 1 июля перед голосованием, для того, чтобы у них тоже была уверенность в завтрашнем дне, и у нас было два случая, когда речь могла идти о страховых выплатах. Там была сложная ситуация со страховой компанией, но мы коллегам помогли. Если мы берем нашу численность – 772 человека, то два человека из них в период голосования заболели. В том числе меры безопасности, которые принимаются – трехдневное голосование с разведением потоков избирателей – они свою эффективность доказали, в этом мы убедились. Причем два раза за прошлый год. В этом году подход такой же. Но есть вторая сторона. Честно говоря, если встанет вопрос, как проводить голосование после пандемии – я надеюсь, что мы ее победим – как действовать? Я лично буду выступать за многодневное голосование. Я общался с коллегами, с участковыми комиссиями – в общем-то, в этом есть смысл. Во-первых, снижается нагрузка. Понятно, что если на участок приходит тысяча человек – это физически тяжело. Если это растягивается на три дня – это потом повышает качество работы комиссии, это я уже как председатель Облизбиркома могу сказать, потому, что в последний день это позволяет очень внимательно и скурпулезно отнестись ко всем необходимым документам. Тоже плюс видим в этом. В-третьих, я общался с коллегами, которые отвечают за надомное голосование, и, конечно, это гораздо удобнее. Многодневное голосование позволяет посетить всех. И, все-таки, сориентироваться на время, которое удобно избирателю. Также, это падение нагрузки – не за один день мы должны 20 человек посетить, мы можем это все растянуть. И, почему это существенно важно – у нас расширился круг лиц, которые могут голосовать. Если раньше мы выезжали к трем категориям – это пенсионеры преклонного возраста, когда у человека уже действительно в силу возраста физические возможности уже не те; инвалид и заболевший человек. Сегодня этот перечень остается открытым, и во многом – на усмотрение комиссии. Если есть уважительная причина, которую таковой признает комиссия, то к человеку можно выехать. Буквально в мае мы проводили небольшое совещание из общественных организаций инвалидов, и была реальная проблема для людей с детьми – если человек не попадает под надомное голосование в рамках старого законодательства, а прийти-то он не может, он ухаживает за ребенком – сегодня он может позвонить, сказать, что у него такие-то обстоятельства, и комиссия приедем к нему на дом. Соответственно, мы прогнозируем рост людей, которые будут обращаться в комиссию с просьбой голосования вне помещения, а значит, эти три дня нам дают возможность каждого такого человека охватить. То есть – да, это пандемия, но помимо мер санитарной безопасности в этом есть свои плюсы, и не только я, но многие мои коллеги эту концепцию поддерживают.

– Николай Николаевич, что можно посоветовать нашим коллегам-журналистам исходя из изменений и новшеств в законодательстве, потому что, конечно, мы будем освещать и работаем на каждой предвыборной кампании. Все не стоит на месте, и, может быть, какие-то есть нюансы, на которые следует обратить внимание СМИ?

– Они есть, и журналистам следует обратить внимание, прежде всего, на две новинки. Первая связана с электронными СМИ. Была некая агитационная вакханалия в сети Интернет – я другого слова не подберу – она сегодня входит в цифровое русло. Требования к агитационным материалам, которые размещаются в сети интернет, в том числе и интернет-ресурсам, которые являются СМИ такие же, как и к печатным агитационным продукциям. То есть необходимо указать, кто заказал, кто выполнил, за чей счет выполнен «банкет». Это на самом деле очень важно, потому, что мы не раз сталкивались с проблемами явных нарушений действующего законодательства. Но, так как это интернет – это пространство, никак не регулируемое законодательством, сделать мы ничего не могли. И, даже если получалось теоретически доказать, что это нарушение требований агитации – зачастую мы ничего не могли сделать, потому, что владелец в Канаде, сервер – в Германии, и заблокировать его не получается никак. Это, кстати, реальная ситуация. Сегодня избирательным законодательством установлено, что мы можем обращаться комиссией в Роспотребнадзор, который в рамках своих полномочий будет блокировать такие сайты. На это нужно обратить внимание, чтобы, как говорится, не побить посуду в Магадане. Мы бы этого не хотели. Второй момент – обязательность указания в агитационных и информационных материалах особого статуса, который может быть у кандидата, у физического лица, выполняющего функции иностранного агента. При этом если в агитационных материалах ответственность за указание этот статуса несет сам кандидат, то в информационных программах, где об этом статусе тоже нужно уведомлять избирателя, ответственность несет редакция СМИ. Тоже обращаем внимание коллег – мы создали специальную группу в соцсетях, куда подключаем и наших коллег-журналистов, чтобы вовремя уведомлять о появлении такого кандидата по результатам проверок. Остались некоторые иные требования, причем привычные – мы до 17-го июля ждем от СМИ, которые будут участвовать в размещении агитационных материалов, уведомлений, при этом можно воспользоваться ресурсом на нашем сайте – без этого уведомления размещение агитационных материалов будет незаконным. Ну и напоминаю, что те журналисты, которые хотят не просто освещать выборы, но и присутствовать в комиссиях при подведении итогов, должны пройти аккредитацию. Это ключевые моменты, чтобы выборы прошли в сотрудничестве с нашими главными помощниками – средствами массовой информации.

 – Спасибо за беседу!