Мнение: не самообразованием ли мы занимаемся на “дистанционном обучении”?

1530

Говорит Магадан, 3 мая 2020 г. Предлагаем вниманию читателей мнение магаданской студентки о своем опыте обучения в дистанционном формате (не в СВГУ), спешно введенном во всех вузах страны из-за коронавируса.

В современном мире каждая из сфер деятельности человека периодически подвергается вынужденному апгрейду. В основном это происходит из-за непрерывного прогресса, который к тому же ускоряется с каждым годом. Банальным примером этого стремительного развития является мобильный телефон – двадцать лет назад эта вещь была новинкой, пять лет назад каждый год стали выходить новые модели, сегодня же они появляются раз в несколько месяцев.
Кто бы мог подумать, что нынешнее поколение студентов будет видеть расписание пар в специальном приложении своего университета, а не на распечатанных листках, прикрепленных на стенд около входа в учебный корпус? Или, например, что родителям можно будет следить за успеваемостью школьника через сайт «Дневник.Ру», обходя необходимость контакта с классным руководителем?
Именно на избежание контактов между студентами  и направлены усилия всей системы образования сегодня. Пандемия коронавирусной инфекции сделала невозможным проведение уроков и лекций в привычном формате, так как был введен запрет на сбор от 5-ти человек в одном помещении. Как бы разобрались с этой проблемой 20 лет назад? 10 лет назад, 5? Процесс обучения был бы просто остановлен.
В 2020-м году особых проблем не возникло и обучение было переведено в режим онлайн. Публикуются отчеты об успехах учеников, подтверждающие эффективность данной системы.

Так ли она эффективна на самом деле? Рассмотрим учебные платформы, доступные студентам и ученикам: Moodle, BlackBoard, LMS и – Zoom, приложение, побившее рекорд скачиваний за месяц в Appstore и Play Market за апрель.

Как раз в последней программе проводятся лекции и семинары в режиме онлайн, то есть происходит попытка подражания традиционному обучению. Почему попытка? Потому, что на деле образованием это назвать нельзя. Zoom предлагает платную версию в маркете приложений, на которую ни сам ВУЗ, ни преподаватели, ни тем более студенты тратиться не желают. Из-за этого студентов «выкидывает» из конференции каждые 40 минут, после чего нужно срочно подключаться заново, что занимает время. Более того, такие конференции часто зависают из-за того, что в основном, все участники находятся в разных частях страны (студентам было рекомендовано разъехаться по домашним регионам, чтобы освободить общежития); это приводит к дефектам звука. А переспросить на онлайн-лекции нельзя – микрофоны и видеокамеры слушателей отключаются, чтобы не перегружать сервер. Таким образом упускается значительный объем информации.

Честно, не вижу смысла в занятиях по английскому языку через Zoom, потому, что, во-первых, для разбора задания с учителем на этой платформе мало времени. Во-вторых, много времени уходит на настройки (звук, подключение и т.д.) + ничего не слышно» – заявляет студентка 2-го курса, принявшая участие в нашем опросе.
Еще одним негативным аспектом дистанционного обучения является проблема восприятия информации через экран. Перестраиваться на интернет-обучение довольно сложно как студентам, так и самим преподавателям, которые теперь вынуждены рассказывать материал компьютеру, а не живой аудитории.

«Мне кажется, было бы более продуктивно с точки зрения усвоения скидывать видеоуроки, чем нудный текст лекций, который совершенно не запоминается» – считает студент 1-го курса.

Также студенты отмечают резкое увеличение количества заданий, которые необходимо сдавать – то есть, отправлять на почту преподавателю в кратчайшие сроки. Неудивительно, ведь теперь приходится большую часть материала изучать самостоятельно при помощи интернета. В таком случае, не самообразованием ли мы занимаемся?
Вот что думают ученики по поводу нового формата учебы:
«Дистанционное обучение кажется мне гораздо труднее, чем обучение в ВУЗе. Дело не в количестве заданий, а в формате их выполнения. Тяжело сначала лекцию читать в электронном виде (да и устное чтение и живое общение с преподавателем, который часто дополняет свою лекцию, отвечает на вопросы – совершенно отличный способ осваивания темы), а потом ещё выполнять её в электронном виде. Большая нагрузка на глаза, начинает болеть голова, устает позвоночник. Да и очень нагнетает одна и та же обстановка».
«Дистанционное обучение проходит хорошо, но тяжело сидеть в 4-х стенах, не хватает общения. Также из-за непривычности и необходимости самому разбираться в материале, возникают сложности, в частности из-за того, что отсутствуют объяснения учителя. Но есть интернет…»
Действительно, теперь большая часть как учителей, так и учеников проводит время в положении сидя за компьютером, что, очевидно, негативно сказывается на самочувствии.
Привносит тревожности в эту ситуацию тот факт, что до сих пор остается неизвестным, когда же закончится данный эксперимент. Однако ясно одно: действующая система образования была не готова к такому резкому переходу на дистанционное обучение. Остается надеяться на лучшее и довольствоваться тем, что имеем – впрочем, как и всегда.