Константин Зеленский с эксклюзивным обзором новой Инженерной школы
Константин Зеленский с эксклюзивным обзором новой Инженерной школы
Говорит Магадан, 12 декабря 2024 г. Публикуем интервью с и.о. директора Инженерной школы , готовящейся к открытию в Третьем микрорайоне, Константином Зеленским. Интервью состоялось на региональном телеканале «ТВ-КАРИБУ» в программе «Крупным планом» 5 декабря 2024 г.
– Здравствуйте, Вы смотрите программу «Крупным планом», я её ведущая Алеся Хетагурова. Сейчас мы находимся в школе в Третьем микрорайоне, с нами исполняющий обязанности директора Константин Зеленский. Очень рады мы здесь побывать, если честно, давно я здесь не была, наверное, еще на начальном этапе строительства. Сегодня Вы нам проведёте экскурсию?
– Да, точно, прогулка по школе будет.
– Начнём с того, чем особенна эта школа, и, конечно же, наши телезрители очень ждут информации о том, когда же она откроется?
– Эта школа, действительно, долгожданная. Да, наконец-то она решит проблему жителей Третьего микрорайона, о которой давно уже они мечтали. Но они, наверное, думали, что школа будет общеобразовательная, то есть традиционная, но мы решили пойти дальше и сделать такой образовательный эксперимент, или даже образовательное такое направление, как инженерная школа. Сразу скажу: пускай наши будущие ученики не пугаются, это всего лишь означает, что к таким предметам, как физика, математика, информатика будет дополнительное внимание за счёт дополнительных часов в учебном плане. Это будет просто в виде внеурочной работы предложенные ребятам дополнительные факультативы. Сегодня по закону мы не можем, скажем так, создавать какие-то отдельные такие специализированные учреждения, где была бы только какая-то одна предметная область, мы обязаны давать все предметы: история, русский язык, биология, химия, но при этом мы увеличиваем просто немножко нагрузку. Акценты смещаем в сторону этих предметов.
– Тут мы обязаны развернуться ко второй части моего вопроса, когда, когда же?
– Мы планируем открытие на вторую половину декабря. Мы сделаем такое техническое открытие: что оно предполагает? Сюда будут приглашены родители. Родители будут приглашены на родительские собрания, то есть по каждому классу, по параллелям, у них будет возможность пообщаться в первую очередь с директором, с управленческой командой – это заместители, будет возможность пообщаться с учителями, с классными руководителями. Чтобы не было проблем и, точнее, чтобы заранее они уже знали, кто будет с ними работать. В это же время для детей будут организованы такие, как наша с Вами сегодняшняя прогулка, экскурсии по школе, потому что школа немаленькая, 15 300 квадратных метров, 20 000 квадратных метров – это прилегающая территория со всей инфраструктурой, поэтому если не знать, то можно в первый день там даже заблудиться. Но у нас, видите, уже оформлена навигация по всей школе. Приезжал специальный дизайнер из Екатеринбурга, разрабатывал первый этап навигации, поэтому в этом формате здесь немного попроще, конечно, будет, но и планируем концертом открыть, то есть уже провести в декабре. А дальше – заниматься оформлением документов, то есть, постепенно, с конца декабря родители будут забирать свои документы из своих школ, приносить сюда, мы будем составлять списки, чтобы уже всю техническую часть завершить до декабря, и с начала третьей четверти уже первый рабочий день не тратить на какие-то официальные мероприятия. Сразу начать учебный процесс.
– Понятно, что Вы, наверное, с родителями учеников сейчас не так плотно общаетесь, как это будет во время учебного процесса.
– Общаемся плотно.
– Хотелось бы узнать отклик, потому, что мы ведь все эти годы, когда ждали возведения этой школы, говорили о том, что дети близлежащих домов были вынуждены добираться в другие учебные заведения. Это было очень сложно, иногда даже опасно, потому, что движение плотное по городу. Что люди говорят?
– Такой парадокс получается: люди раньше из Третьего микрорайона добирались в другие микрорайоны, а сегодня даже многие из других микрорайонов собираются сюда. У нас даже есть люди, которые обращались с Пионерного, люди, которые обращались с тридцать первого района, с Автотека, со Звезды, то есть, с довольно отдалённых районов, но, говорят, что им интересно, они хотят попробовать. Но я сразу говорил им, что мы принимаем детей только в том случае, если будут свободные места непосредственно в школе.
– Потому, что задача – в первую очередь обеспечить Третий микрорайон.
– Да. Что говорят родители? Ну, во-первых, родители очень активно следят за нашими социальными сетями, за моим личным блогом, который я веду, там 80% материала – это всё, что касается школы. И, обычно, как это делается? Смайлики какие-то поддерживающие, лайки ставят, репостят то, что мы пишем, активно комментируют, предлагают своё мнение. Но, как отметил губернатор, он очень важные, как оказалось, для меня разделяет ценности: потому, что мы привлекаем уже родителей на помощь, к нам в школу приходили 15 отважных мужчин, помогали нам затаскивать учебники с первого на третий этаж. Это было интересно, потому что мы уложились всего за полчаса, а когда работали силами учителей, то есть, мы перевозили их с одного места в другое, со склада сюда, мы тратили 5-6 часов, работало всего пять человек. А когда вот такая большая помощь, то мы, буквально, за полчаса всё решили. Поэтому родители уже не словом, а делом помогают нашей будущей школе.
– Про учителей Вы заговорили: насколько я знаю, есть привлеченные кадры из других регионов. Какие предметы они будут преподавать и почему именно эти регионы выбрали?
– Ну, задача была следующая: понятно, что был риск, который оговаривался, говорили, в городе что-то откроется, новая школа, сейчас пособирают всех учителей из других школ, и будет кадровый дефицит. Я понимал, что эта проблема, ну, скажем так, неизбежна. Поэтому я скажу честно: я специально не «хантил», не ходил, не собирал, я только, наверное, одному человеку лично сделал предложение. Это был учитель из другой школы. Учителя приходили из других школ, сами интересовались, с теми я проводил собеседование. В этом плане я просто прекрасно, как директор, понимал проблему, с которой столкнутся другие директора в случае, если мы просто переманим кадры. Учителей некоторых предметов в городе найти действительно сложно.
– Например?
– Ну, например, проблема с учителями начальных классов. Проблема с учителями математики, с учителями физики, информатики. Их непросто найти. Был поставлен курс на то, чтобы пригласить учителей. На текущий момент приехало уже 10 человек, а будет 17. Но есть тоже определённые нюансы, связанные с тем, что люди ближе к моменту приезда начинают немножечко колебаться, то есть, как-то немножко уже приходится взвешивать здесь и сейчас: «а если я всё-таки не приеду?». Давайте всё-таки приедете, попробуйте хотя бы! Потому, что я говорю, давайте посмотрим, первые полгода, насколько мы создадим вам условия, мы постараемся для вас вот эти условия создать. А так, конечно, даже уже 10 человек для региона, я считаю, это достойно. Это достижение, конечно, я всегда сравниваю, как историк, не с массовым, но с «комсомольским призывом». Потому, что приходится решать вот эти задачи наши сегодняшние, в том числе и силами специалистов. Ну, наверное, это очень хорошая практика, которую будут использовать и другие школы, потому, что нам же тоже интересно, чтобы приезжали учителя из других регионов. Это обмен межрегиональным опытом. И решение наших кадровых проблем.
– О том, как будет строиться учебный процесс, мы обязательно снимем ещё не один материал, и очень хотелось бы перейти к экскурсии. Мы сейчас на третьем этаже, что здесь вообще будет?
– Ну, третий этаж – здесь кабинеты учебные, а также здесь будут таких три интересных кабинета: киберкласс, там будет находиться 10 оборудованных киберспортивных мест. Это мы договорились работать с Антоном Бережным, с Федерацией киберспорта. Он помогал нам выбирать это оборудование, это не просто там какие-то компьютеры, а чтобы детей именно учить, не учить играть, а именно учить этой спортивной дисциплине – киберспорту, создать здесь свою команду и с перспективой даже эту команду вывозить на всероссийские соревнования. Я следил за тем, что говорил наш премьер-министр Михаил Мишустин о том, что киберспорт мы тоже будем поддерживать, и подобные соревнования проводились в Казани, Ташкенте. Это подкупило нас тем, что раз это на федеральном уровне такие люди поддерживают, то мы не можем не быть в этом тренде. Еще один класс – класс робототехники.
–А можно внутрь?
– Ну, там сейчас не расставлено пока ещё оборудование, это будет чуть попозже. Там у нас будут робокомплекты, там будут роботы-манипуляторы. Ну, это как если вспомнить фильм «Терминатор» – там была рука, которая, значит, захватывает предметы. Вот, ей можно будет управлять, и там же будут небольшие беспилотники располагаться, и дети могут приходить, конструировать, собирать в формате дополнительные секции. Там будет самый дорогой кабинет, дорогой и в оснащении, и дорогой в плане, наверное, такого ощущения, потому, что он такой будет единственным во всей Магаданской области. Может быть, даже единственным на всём Дальнем Востоке, в школах точно я такого не видел. Это будет голографический класс. То есть, там будет в середине класса стоять большой стол, по кабинету будут расставлены компьютеры с 3D-очками. Когда ты их надеваешь, ты видишь некую проекцию. Как на доске мы обычно рисуем куб? Есть основные линии, потом пунктиром линии, которые мы якобы не видим, а там возможно будет запустить образ куба в 3D полностью, ты его видишь, ты можешь с ним взаимодействовать. Это позволяет формировать пространственное мышление для ребенка и сделать процесс более увлекательным. Какой предмет там будет проводиться? Всё очень просто, допустим, учитель математики говорит: мне нужно показать вам. Всё, взял ключи и сводил детей в этот кабинет, 15 минут урока провёл здесь, вернулся к себе в кабинет математики. То есть это перемещение занимает 3 минуты от урока. То же самое – биолог или химик: просто составляется заявка, вносится в график, чтобы не совпали два класса – и пожалуйста.
– Ну, насколько я понимаю, будет класс для интерактивного изучения естественных наук, занятий графикой, и для малышей интерактивный пол для организации умных и безопасных перемен. Это будет на первом этаже?
– Интерактивный пол, да, будет подвешен на втором и первом этажах, где начальные классы. Что это позволяет? Это позволяет сверху проецировать различные изображения, игровые моменты. Условно говоря, я, допустим, ребенок, у меня высвечивается какая-то задача, например, в игровой форме, и я должен ответить, я должен на него, к примеру, шагнуть. Если я шагнул правильно, загорается следующий ход. Мой товарищ, который со мной шагает в неправильном направлении, допустим, у него ничего не загорается, он отстаёт, а я дальше пошёл. Вот таким вот образом организуется такое полезное взаимодействие, и, соответственно, дети между собой могут так вот безопасно и под контролем, под присмотром учителя поиграть. Грубо говоря, такой большой Xbox, только на полу и ещё и с образовательным контентом. Родители очень радуются такой истории.
– Что ещё будет на третьем этаже?
– Обычные кабинеты. Давайте обратим внимание на кабинет истории и обществознания, это типовой кабинет. В каждом кабинете, во-первых, есть санитарная зона, чтобы в независимости от того, какой это предмет, каждый кабинет рассчитан ровно на 25 человек. Еще одна гордость – интерактивные доски, как их часто называют. Это не очень правильно, потому что это интерактивная панель. Доска работает по следующему принципу: подключается проектор, запускается, а это, скорее, как полноценный компьютер, только уже прикреплённый к стене. Если очень просто сказать – это большой планшет. Так в каждом классе. Он позволяет непосредственно загружать программы. Этим мы будем заниматься уже в декабре, то есть каждый учитель подберёт под себя программу, которая ему нужна. Он их установит на эту интерактивную панель и будет использовать. Вот, как бы, один из таких полезных функционалов. Ну и вот сейчас, допустим, просто парочка простых зарисовок. Даже элементарные какие-то технические моменты: опция разделения экрана. Да, я вот так сделал, и у меня сразу, видите, может работать три человека. Здесь один рисует, например, кто-то ещё что-то делает, и так каждый ряд. Или, например, урок математики. Допустим, нам нужно нарисовать угол, к примеру, например, там угол 36 градусов. Всё, раз — пожалуйста! Надо быстро сделать угол 80 градусов? Раз, сделали. Надо его перенести куда-нибудь? Всё это перенесли. То есть, такие очень, казалось бы, примитивные и простые вещи, которые упрощают работу с любым контентом и делают процесс обучения гораздо проще. Также договорились с подрядчиком, что будет именно такая система: называется она рельсовая система. И с ней тоже было интересно: можно было сделать так, чтобы все поля были меловые, либо все поля маркерные. Я, например, больше сторонник маркера, мел не люблю. Поэтому сделали так, чтобы была вариативность, чтобы каждый мог выбрать, какие зоны рабочие, какие под размещение иллюстраций. То есть тут каждый учитель будет выбирать то, что ему удобно. Если мы говорим о погодных условиях, допустим, солнечная какая-то погода и свет мешает заниматься, то пожалуйста – очень легко: предусмотрены ролл-шторы. И так предусмотрено в каждом кабинете, причём, обратите внимание: возможно именно секционное затемнение, которое позволяет создать тот уровень света, который необходим учителю. У учителя тоже созданы все условия, это хорошие полноценные компьютеры в каждом компьютере своё МФУ, оно цветное, позволяет материалы все распечатать.
– Двигаемся дальше. Очень хочется узнать, сколько вот таких классных кабинетов во всей школе?
– Всего таких 29 кабинетов. У нас предусмотрены кабинеты начальной школы и предметные. Мы каким-то предметам дали по два кабинета, допустим, русский язык и математика, потому что они объёмные. Но таким, как история, география, ОБЗР, новый предмет, – у них по одному.
– Это что?
– Основы безопасности жизнедеятельности, то есть теперь его новое название модифицированное – основы безопасности и защиты Родины. Ну и что касается кабинета труда, раньше был – технология, теперь он снова труд, тоже два кабинета у мальчиков и у девочек. У девочек это кулинария и домоводство, в одном шьём, в другом готовим, у мальчиков это деревообрабатывающий цех и металл, цех металлообработки. И дальше мы идём по третьему этажу. Здесь у нас кабинеты информатики, вот они справа находятся. Там у нас будет центр воспитательной работы, где будет вестись работа с детьми. И туалет.
– Туалеты прям часто встречаются в коридоре.
– Туалеты есть на каждом этаже, то есть в каждой секции, в ней одновременно и мужской, и женский туалет, и туалет для маломобильных граждан, он специально оборудован, то есть даже если человек, допустим, плохо передвигается или передвигается с помощью кресла-коляски, он сможет там комфортно побывать. Каждая секция, посмотрите, отделена, это сделано для того, чтобы была возможность, допустим, проводить какие-то, может быть, шумные мероприятия, при этом не мешая остальным обучающимся. Потому, что формат урока и формат мероприятия может быть абсолютно разный, и, важно создать такие условия, чтобы никому ничего не мешало и всем было комфортно. Здесь у нас кабинеты моих заместителей, всего три заместителя – это довольно хороший штат. Молодые управленцы, управленческая команда. Вообще, про возраст если сейчас говорить, то средний возраст всех учителей, кто должен приехать, 34 года. У нас молодой коллектив. О чём это говорит? Есть и вчерашние студенты, есть люди, у которых довольно большой опыт – 30 лет педагогического стажа, то есть, мы здесь не идём по принципу «либо только опытные, либо только молодые», а именно такой вот эффект синергии создаём.
Это библиотека. Пока она пустая, то есть, не заполнена книгами, но можно ознакомиться в целом с концепцией помещения. Вот там будут находиться библиотекари, которые будут выдавать литературу. Там уже заполнен книгофонд наш. Уже там появляются учебники, их расставляют. Как раз эти книги нам помогали поднимать родители. Вот они все здесь, и вот уже на каждой полке появляется учебник.
Сейчас мы в спортзале, их в школе предусмотрено два. Это большой спортивный зал, который позволяет закрыть все спортивные потребности, которые у нас возникают. Это и баскетбольные кольца переносные, но, чтобы их перенести, нужно постараться. Это и волейбольная сетка. Причём, если обратить внимание, видите – это волейбольные стаканы, они демонтируются в случае необходимости, то есть зал превращается в полноценную арену, где никто никому не мешает. Там гимнастическая стенка. И тоже хотелось бы обратить внимание, особенно для родителей сделать на этом акцент: очень большое внимание уделено вопросу травмобезопасности. То есть, если Вы посмотрите сюда, то увидите, что здесь есть трубы, металлические конструкции, которые надёжно спрятаны за деревянным экраном, и даже если ты влетаешь в деревянный экран – это неприятно, но не трагично, потому, что посмотрите: специальная гладкая деревянная поверхность. Даже занозы не будет. А с другой стороны предусмотрены мягкие маты. Да, наверное не то, чтобы прям сильно мягкие, но они мягче, чем стена — это однозначно. Если, например, ты влетаешь в них или ударяешься, то как бы амортизируешь и ничего страшного с тобой не происходит.
Сейчас мы подходим к святая святых школы. Это актовый зал. Потому, что актовый зал — это всегда особое место, место притяжения. Именно здесь обычно происходят одни из самых интересных мероприятий, и здесь же будет организован концерт нашего открытия. А учитывая, что школа у нас на 530 учеников, актовый зал немаленький. И вмещает в себя 386 посадочных мест. Большая сцена – там очень хорошее, качественное звуковое оборудование. Мы тестировали его, у нас была учительская мини-дискотека. Большое внимание уделено звукопоглощению, с ним работали те же проектировщики, которые проектировали Ольскую школу. Они изучили тот опыт, который был, изучили пожелания, которые возникали после начала учебного года и эксплуатации, и дополнили их. В Ольской школе это хорошо, а у нас это хорошо и ещё лучше. Можно делать, как в кукольном театре, чтобы кулисы прям разъезжались. Есть очень хороший свет, я разговаривал с нашим педагогом-организатором – уже попробовали различные световые решения, их можно комбинировать, можно подсвечивать какое-то отдельное место. Возможностей для творчества и для фантазии, для полноценного реализации много. Ну, возможности шикарные. Возвращаясь к особенностям: создаются полноценные условия для маломобильных групп населения, то есть специальные подъёмники для таких детей, чтобы ни в коем случае не ограничивать их в правах и возможностях, а наоборот, вовлекать их в полноценную жизнь школы в любом направлении.
Ну, и сейчас мы на первом этаже – самом вкусном. Конечно, здоровье начинается с правильного питания. Наша столовая рассчитана на 280 посадочных мест. Учитывая, что школа на 530 и не все будут питаться, мы сможем в две перемены организовать питание всех обучающихся, с первого по четвертый класс, так же как и во всех школах. Это будет бесплатное питание. Ну а дальше уже за родительскую плату тоже будет в декабре разрабатываться и согласовываться меню, и очень хочется наполнить меню региональным компонентом. То есть, оно будет отличаться от других образовательных учреждений. Ну, сейчас же каждая школа сама разрабатывает. Мы возьмём те рекомендации, которые были, когда сюда в Магадан приезжали специалисты. Из Москвы, которые проводили общий анализ того, как питаются школьники, проводили анализ дефицитов, которые есть с учётом жизни на Севере. Мы учли их рекомендации по тому, какие микроэлементы можно получать из тех продуктов, которые у нас доступны здесь, в регионе, а это морская капуста, брусника. Это все можно постепенно вводить питание, чтобы это было и вкусно, и полезно. Самое главное, как я говорил, у нас 4 помещения для уроков труда, 2 мастерские для парней, кабинет деревообработки, в котором мы находимся, и кабинет по металлообработке. Для девушек – это домоводство и кабинет кулинарии. Здесь современные станки предусмотрены нормами безопасности, во-первых, посмотрите розетки, они расположены на относительно немалой высоте, то есть, недосягаемой для части учеников. Здесь же песок, потому что работа со станками – это возможность возгорания. Это всё предусмотрено здесь. Соответственно, здесь огнетушители и аптечка. Ну, и, учителя тоже обучены, в связи с тем, что под предмет изменяются и нормы безопасности. Наш специалист по охране труда разрабатывает дополнительные инструкции по охране, с которой будут ознакомлены и дети, и родители.
– Спасибо огромное за такую мини-экскурсию. Насколько я знаю, в вашей школе будет организован клуб отцов. Что это такое, расскажите?
– Пока это просто в формате идеи. Эта идея родилась у нас и была поддержана во время встречи с Эдуардом Юрьевичем Козловым, депутатом Магаданской областной Думы. Его округ включает территорию нашей школы. Идея заключается в том, что если есть мужчины, которые готовы присоединиться к нашей воспитательной работе и могли бы здесь создавать активные, интересные мероприятия, то мы поможем в организации этой деятельности и поддержим инициативы. Ну, к примеру, есть папа, который увлекается походами и готов учителя или учительницу взять вместе с детьми в поход. Почему бы и нет? Есть папа, который увлекается, может быть, радиоэлектроникой, и говорит – слушайте, могу прийти и поработать с детьми в формате какой-то интересной творческой встречи. Почему бы и нет? Школа – центр для Третьего микрорайона, то есть, не только для детей, но и для родителей, чтобы они могли стать нашими друзьями, партнёрами, товарищами, союзниками и раскрываться, раскрывать свои таланты на территории нашей школы. Такая максимальная вовлечённость во внеучебную деятельность.
– Но насколько я знаю, у Вас тоже есть личные идеи, что делать ещё для детей, чтобы было максимально интересно? Поделитесь чем-нибудь.
– Лично я, например, как человек, увлеченный историей и краеведением, планирую разработать несколько тематических познавательных маршрутов по городу для детей разных возрастов. Их смогут изучить и учителя, и заинтересованные родители. И лично я бы с удовольствием какие-то классы бы возил. Есть ещё такая на перспективу задумка: вывозить детей в разные спортивные учреждения, вот переговорить с бассейном, переговорить с «Территорией спорта», со «Снегоркой». У нас планируется приобретение небольшого автобуса на 15 человек, и мы могли бы эти моменты организовывать, по сути, дать возможность детям полноценно развиваться в школе и за её пределами.
– О том, как это всё будет происходить, мы тоже снимем ещё не один материал.
– Да, а мы инфоповодов вам дадим очень много. Вы, главное, приезжайте!
– Конечно, с удовольствием! До встречи на открытии школы.