Главная Интервью Интервью директора издательства «Охотник» П.Ю.Жданова

Интервью директора издательства «Охотник» П.Ю.Жданова

В программе «Знай наших» на радио «Карибу Арт» 12 апреля 2019 г.

— Здравствуйте, надеюсь, в эту пятницу у вас все складывается хорошо, несмотря на то, что апрель решил нам всем показать, какой он на самом деле. Я вас всех приветствую, меня зовут Таня Брайс. Сегодня у нас в гостях на радио «Карибу Арт» в рамках проекта «Знай наших» — Павел Юрьевич Жданов, директор издательства «Охотник». Добрый день!

— Добрый день!

— Ваше издательство «Охотник» выпускает книги, журналы, календари, выставки вы проводите. Много путешествуете по Колыме, много фотографируете. Вот давайте поговорим про последние из реализованных вами проекты. В марте вы ездили в Усть-Омчуг и там презентовали новый проект «Тенька. Путешествие». Про что он и почему именно Усть-Омчуг стал первым?

— Если говорить о последних наших поездках, то это были февраль и март. Сначала это была Палатка, Ягодное, Тенька, о которой вы сказали. Мы проехали по библиотекам районов, не всех, конечно, в Сусуман мы, к сожалению, не попали, и в Омсукчан тоже. Это была российская акция, мы в ней в первый раз принимали участие. Называется она «Подари книгу с любовью». Мы рассказывали об издательстве, о наших проектах и каждой из библиотек подарили небольшую коллекцию наших книг. Считаю, это с нашей стороны была «разведка боем». Несмотря на то, что в библиотеках наши издания представлены достаточно широко, некоторые книги отсутствовали. Мы закрыли эти окна, с удовольствием подарив свою печатную продукцию. Также мы готовились к приезду в Магаданскую область известного журналиста Федора Рейдлиха, книгу которого мы представили в конце ноября 2018 г. в Москве, в Московском Доме журналистов. Книга эта была выпущена к 100-летию Союза журналистов и под флагом Союза журналистов. Я веду речь об «Исповеди фотолюбителя». То есть мы хотели сначала проехать по Колыме, подготовить публику, сказать, что мы привезем человека, готовили таким образом, предстоящую презентацию.

— Вот вы назвали не полное наименование книги Федора Рейдлиха «Исповедь фотолюбителя». Полное название – «Исповедь фотолюбителя. Вена – Магадан – Вена». Потому что он жил в Магадане какое-то время?

— Он работал в Магадане в конце 60-х и в начале 70-х. Недолго, неполных 5 лет. Но эти 5 лет были для него такими, очень важными, и оставили глубочайший след. Знаете, такое ощущение, что он как будто и не расставался с Магаданом, все время думал о Магадане, писал о Магадане, остался колымчанином. За свои 4 с небольшим года на Колыме он так заразился этим вирусом северным, писал о Чукотке и Колыме. Тогда Магаданская область включала в себя и Чукотку. Он побывал во многих районах, кроме Теньки, где он был лишь один раз.

— Поэтому вы повезли его на Теньку?

— Нет, у нас был большой маршрут: сначала – на Олу, потом мы были в Ягодном, на Талой, на Колымской ГЭС – он писал о ней тогда, когда она только начинала строиться, был очень дружен с Фриштером, директором строительства – для Магаданской области это знаковая фигура. В прошлом году у него был юбилей, «Магаданская правда» об этом писала. После мы заехали на Усть-Среднеканскую ГЭС, о которой он только слышал. И если Синегорье, сам поселок, его опечалил, когда он увидел большое количество домов с пустыми глазницами брошенных квартир, то сама ГЭС, конечно, вдохновила. Современное предприятие, серьезно обновленное внутри. После этого мы были с ним на Палатке. То есть за 10 дней почти 83-летний человек с энтузиазмом и воодушевлением проехал почти всю Колыму.

— Скажите, люди вообще с интересом приходят на такие встречи в поселках?

— Да, встречи проходили в библиотеках, которые являются культурным сердцем районных центров. Библиотеки очень активно работают, что радует. Поэтому люди знают и куда идти, и чего там ожидать. И атмосфера там особенная. Люди с удовольствием идут. А на талой – там иной формат, очень много отдыхающих магаданцев. Они радовались нашему приезду, потому что на многих наших мероприятиях в городе они не смогли по разным причинам побывать – работа, другие причины. И когда встреча с Федором проходила – на Талой было более 70 человек в зале. Ну и конечно, очень много людей было на встрече в Магадане – кто-то уже знаком был с книгой, кто-то слышал о ней. И те, к то был на встрече на Талой, привели своих знакомых на встречу в Магадане. Такое сарафанное радио получилось. И то, что у нас было – часть тиража «Исповеди фотолюбителя», мы продали практически все. Выгребли все из сусеков, из закромов, остался только какой-то брак (порвалась обложка, поцарапалась и так далее).

— Слушайте, ну вот сейчас прогресс, как говорят, идет семимильными шагами, многие читают электронные книги, слушают аудиокниги. Как на плаву-то остаетесь с книжным издательством? Когда книга живая, бумажная, с вот этим замечательным запахом – уходит?

— Мы не видим никакой тут угрозы абсолютно. Книга бумажная, классическая сейчас переживает определенный подъем. Мы все время развиваемся, становимся все активнее. Можно говорить о ренессансе классической книги. Многие издатели поняли, какой должна быть книга, чтобы выжить в этой конкурентной борьбе. Книги стали издаваться лучше, они стали интереснее и красивее. В них стало больше креативных решений и иллюстраций. Книги стали дороже, но это не повлияло на то, что их стали меньше покупать. Издательства, в том числе и мы, стали привлекать известных художников. И за счет всего этого книги пользуются огромным спросом. Зайдите в Москве в «Буквоед» или Московский дом книги, или в универмаг книжный «Москва» на Тверском, и вы увидите – магазины не пустуют и люди покупают, покупают, покупают… И книжные ярмарки – московская, санкт-петербургская становятся все больше и больше.

— Раз вы говорите об этом как издатель, наверное, можно заявить, что настают времена, когда становится модным читать живую книгу?

— Что произошло в 90-е годы? До них – помните? – люди собирали огромные библиотеки. Это были собрания сочинений, красиво стоявшие у многих в сервантах. А потом все встало на свои места – произошли революционные перемены, как с фотоаппаратами – телефоны сейчас отсекли массу «фотографов», остались те люди, которым действительно интересно фотографировать. Так и с книгами произошло. Те люди, которые читали, которые это чтение считали семейной традицией, передавали из поколения в поколение, эти семьи как читали, так и читают и передают своим детям. У них есть библиотеки, они покупают новые книги. Вот этот вот слой сформировался практически заново. Отфильтровались те, кто любит настоящую книгу. Мы, например, также выкладываем некоторые книги в электронном формате, чтобы ее можно было скачать. Например, когда мы не можем книгу напечатать по финансовым причинам тем тиражом, которым нам бы хотелось. Вспомните тиражи Олефира, Мифтахутдинова – это и 50, и 100 тысяч. Тиражи, огромные по сегодняшним меркам. Сегодня если книга выходит тиражом в тысячу экземпляров, даже в ведущих издательствах России – это считается большой тираж. А если 50 тысяч – это уже просто счастье. Мы не можем себе этого позволить, поэтому наши книги выходят тиражом 500-1000 экземпляров…

— Так они потом раритетом станут?

— Конечно, они становятся раритетом. Но мы даем возможность людям в электронной форме ознакомиться и читать эти книги. Поэтому мы приветствуем электронный формат, это здорово. Но вы же прекрасно понимаете, что именно классическая книга обеспечивает вам такой непосредственный контакт и заставляет виртуально, когда она уже у вас стоит прочитанная на полке как будто к ней возвращаться, когда вы по корешку взглядом скользите. И в отличие от электронной книги, классическая книга не анонимна. Автор все время присутствует перед вашими глазами.

— Я пробовала читать электронные книги и поняла – это не мое абсолютно, не мой формат. Про аудио – я вообще молчу, на слух очень плохо воспринимаю. Мне нужно именно читать бумажную книгу. Но давайте все же вернемся к вашему проекту «Тенька. Путешествие».

— Это давно задуманная книга. В прошлом году у района был юбилей и можно считать, что эта книжка вышла к юбилею района. Знаете, давно хотелось сделать книгу, чтобы она не была похоже на ранее выходившие. Хотелось сделать книгу, чтобы она лежала и6 например, с 10 метров бросалась в глаза. Поэтому мы использовали выбрачный УЭФ-лак на матовой поверхности. Это дизайнерский ход, не более того.

— Это тем более раритет – если у вас каждая книга с какой-то «фишкой»…

— Ну у «Теньки» не такой уж м аленький тираж, это все-таки 1000 экземпляров. Она очень хорошо продается. Огромное спасибо, что нас поддержали две старательские артели – артель «Гранд» и артель «Диана», работающие на Теньке. Это Юрий Игнатьевич Бабей, директор «Гранда», колымчанин, тенькинец, у меня отец – горный инженер и они вместе работали. И Владимир Алексеевич Матяш, руководитель артели «Диана». Когда «Теньку» я задумывал, я хотел сделать книгу в первую очередь, конечно, для тенькинцев. И для колымчан. Ну и для гостей Колымы – третий, так сказать слой. Знаете, получается так, что люди приезжают на Север, они здесь работают долго, живут долго, например, живет человек в Омчаке и кроме окрестностей Омчака ничего не знает. Если не занимается охотой или рыбалкой. И получается, что 20-30 лет прожил на теньке или в Ягодном, или в Сусумане, а многих мест никогда не видел. И вот я хотел сделать книгу-путешествие, чтобы человек, словно двигаясь по трассе, в данном случае – тенькинской, уходил вправо, влево, где-то на 2 километра, где-то на 8, где-то на 40-50 километров, и мог увидеть какие-то места, в которых он никогда не бывал. При этом – это не атлас путешествий или географический. Это такое путешествие легкое, не требующее каких-то особых физических сил и материальных ресурсов. Например, добираемся до озера Солнечное, или путешествуем к озеру Гагар – это в среднем течении р. Бахапчи, великолепные горы – Большой и Малый Мандычан. Одно из красивейших мест, на мой взгляд, в Магаданской области. Идея книги – чтобы у людей появилось желание побывать там, поехать туда. Я думаю, что, наверное, проект получился.

— Вот вы много путешествуете по Колыме. Скажите, сколько фотографий вы привозите? Это количество измеряется в террабайтах?

— Честно говоря, я об этом не задумываюсь. Конечно, снимков-то мы делаем много. Тем более, нас было четверо тех, кто снимал: Андрей Осипов, арт-директор издательства «Охотник», человек, который многие книги придумал, как они будут выглядеть. Забегая вперед, скажу, что Андрей сделал гениальную обложку для книги «Исчезающее прошлое». Она очень точно отражает суть и содержание книги. Возвращаясь к вашему вопросу скажу, что из каждой поездки ты привозишь 2-3 фотографии, которые можно потом использовать в дальнейшем в каком-либо проекте. Это только кажется, что ты сделал много отличных снимков. Как и фотовыставка, книга или фотоальбом не позволяет туда вставить все, что ты хочешь. Часто фотографии мешают друг другу, два отличных снимка не поставишь рядом, потому что они будут затмевать друг друга. Тут много таких нюансов, и полиграфических, и издательских, и психологических…

Но Тенька – Тенькой… Но мы могли бы с таким же успехом сделать и Хасынский район, и Ягоднинский район. То же самое с Сусуманским районом. Это я про ближайшие планы. Материала много, как и великолепных мест на территории Магаданской области. Про каждое из них в принципе можно сделать отдельную книгу. Например, можно сделать отдельную книгу только о реке Хете. Я уже не говорю про озеро Джека Лондона, озеро Малык, тут можно выстроить длинный ряд…

— На чем вы путешествуете обычно?

— Джипы, вахтовки – Урал или КАМАЗ, в зависимости от тех целей, которые ставим перед собой. А вообще – энтузиастов много, и в конце каждой книги мы благодарим людей, так или иначе помогавших нам в проекте. Треть или половина – это водители, которые нас возили, люди, которые сами хотят путешествовать, сами хотят увидеть эти места.

В последнюю поездку мы хотели отснять Колымское водохранилище с вот этим льдом, который нисколько не уступает байкальскому, прозрачным, глубинным, двухметровым, черным, белым6 бирюзовым, с бесконечным количеством оттенков… Сфотографировать в зимний период знаменитых Трех орлов, расположенных недалеко от слияния Дитрина с Колымой.  

— Такие книги, как «Тенька. Путешествие» — это же очередной вклад в развитие туризма?

— Не без этого.

— Расскажите про главный книжный фестиваль страны – в который раз уже поедете туда?

— Видимо, в четвертый. Но в этом году мы не только на Красную площадь поедем. В этом году фестиваль пройдет с 1 по 6 июня на Красной площади. Но мы впервые поедем еще и на Санкт-Петербургский книжный фестиваль. Мы везем туда ряд проектов, в частности, «Исчезающее прошлое». Это книга о Дальстрое, о ГУЛАГе, такой историко-культурно-географический проект. Кстати, 31 мая в Москве, в Музее истории ГУЛАГа мы будем ее презентовать. Кто не попадет на это мероприятие, у нас еще будет презентация этой книги на Красной площади. Везем мы и «Тенька. Путешествие», и книгу Рудольфа Седова «Хочу ходить по земле». Это такие 100 маршрутов вокруг Магадана. Эту книгу мы делали по заказу горспорттуркомитета совместно с магаданским отделением Русского географического общества. Надеюсь, мы сможем ее представить в Санкт-Петербурге в РГО. Кроме этого, на Красной площади представим книгу «Исповедь фотолюбителя» и первый фотоальбом Расула Месягутова. Этот альбом мы делаем к юбилею города. В этом году 75 лет исполняется Р.Месягутову, дай бог всем быть в такой форме, как он. Не так давно мы делали фотовыставку работ Р.Месягутова в Московском дому художников, и она так и называлась – Магаданская правда, без кавычек.

Кстати, про фотовыставки: в декабре прошлого года на Гоголевском бульваре, где когда-то было представительство Дальстроя в Москве, была выставка моя вместе с Евгением Самариным, это московский фотограф. Она пользовалась достаточной известностью и в какой-то степени стала неким толчком к изданию книги «Исчезающее прошлое». А летом этого года на Тверском бульваре будет фотовыставка, посвященная Магадану.  Надеюсь, что их даже будет две – одна будет наша, издательства «Охотник», другая будет Расула Месягутова. Они будут прямо на улице, на этом бульваре, такие огромного формата фотографии с короткими подписями. Поэтому у тех, кто окажется в июле-августе в Москве, будет возможность посмотреть эти снимки на Тверском бульваре.

— Планы на следующий год есть уже?

—  Планов у нас громадье. Например, в прошлом году мы сделали книгу стихов Андрея Сорокача и представляли ее на Красной площади. Всем известный бард, поэт, популярность которого огромна далеко за пределами нашей территории. Ее иллюстрировал Игорь Олейников, чью выставку мы привозили в прошлом году и она была в музее. И сейчас они делают книгу в форме сказок для взрослых о Колыме. И Игорь Юльевич будет делать иллюстрации к ней. Кстати, он после того, как получил премию имени Ханса Христиана Андерсена, среди художников это как Нобелевская премия, он получил премию Правительства Российской Федерации, Д.Медведев в конце февраля 2019 г. вручил. А в начале марта он получил еще и премию Министерства обороны в области культуры. Столько наград! А сейчас, в Болонье его назвали лучшим художником-иллюстратором мира. Так что, думаю, в любом случае эта книга будет представлять интерес. Я думаю, что мы сделаем выставку Игоря Олейникова на следующий год. Привезем и Усачева, и Олейникова сюда, и сделаем подобный тур, как был у нас по Колыме, только с передвижной выставкой Игоря Олейникова с Усачевым. Сделаем такой подарок для колымчан.

— Время неумолимо подошло к концу. Спасибо вам, Павел Юрьевич, что нашли время и пришли на «Радио Карибу Арт». Очень интересный был разговор.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите Ваше имя

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.