ФАС намерена оштрафовать Росморпорт за высокие тарифы в порту Магадана
ФАС намерена оштрафовать Росморпорт за высокие тарифы в порту Магадана
Говорит Магадан, 28 ноября 2024 г. Арбитражный суд Магаданской области признал законным решение регионального УФАС, в котором антимонопольная служба зафиксировала злоупотребление ФГУП «Росморпорт» доминирующим положением в морском порту Магадан в части установления высоких лоцманских сборов.
Магаданское управление ФАС в январе 2024 года признало «Росморпорт» нарушившим антимонопольное законодательство. Заявителем по делу выступило ООО «Колыманефтепродукт». По мнению ведомства, «Росморпорт» установил высокие ставки лоцманского сбора в порту, причем наращивал их быстрыми темпами. Рассматривался период с 2020 года до октября 2023 года.
Размер ставок за операцию за этот период вырос в 1,7 раза, а за милю — в 1,8 раза. Это привело к резкому росту доходности. При этом состав продавцов и покупателей в морпорту за рассматриваемый период не изменился.
«Таким образом, установленные и применяемые ФГУП «Росморпорт» в морском порту Магадан (…) размеры ставок лоцманского сбора для каботажных судов являлись монопольно высокими, что является нарушением пункта 1 ч. 1 с. 10 закона о защите конкуренции», — сообщает УФАС.
«Росморпорт» не согласился с этим решением антимонопольного ведомства и обратился в суд.
В 2017 году ФАС отменила ценовое регулирование на рынке лоцманских услуг. «Росморпорт» утверждает, что с 2008 по 2017 годы ставки были установлены на заведомо убыточном уровне, индексировались на величину значительно меньшую, чем уровень инфляции (за 2008-2017 годы суммарная индексация ставок составила 66,7%, а уровень накопленной инфляции — 93,6%). Накопленный убыток за этот период в порту Магадана составил 24,7 млн рублей, что «создало объективные предпосылки для восстановления выпадающих доходов в последующих периодах после отмены регулирования цен на рынке лоцманских услуг», считает ФГУП.
Антимонопольный орган сообщил, что приведенные данные не имеют отношения к рассмотрению дела. Он также подчеркнул, что «убыточность лоцманских услуг в период государственного регулирования является прямым следствием действий ФГУП «Росморпорт», выразившихся в предоставлении недостаточного обоснования всех понесенных затрат и размера прибыли, необходимой для безубыточной реализации услуг».
Ввиду отсутствия железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с иными регионами, грузовое снабжение Магаданской области в значительной части осуществляется за счет морских перевозок. В результате значительное увеличение лоцманского сбора влечет за собой удорожание общей стоимости морских грузовых перевозок в Магаданскую область и обратно, что отражается на конечной стоимости товаров и приводит к «возникновению неблагоприятных экономических последствий для участников соответствующего и смежных рынков».
УФАС выдало «Росморпорту» предписание об установлении экономически обоснованных тарифов. За нарушение антимонопольного законодательства «Росморпорт» будет привлечен к административной ответственности с наложением оборотного штрафа, который будет рассчитан позднее.
Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя участки морского порта в бухте Нагаева и в бухте Веселая. Морской порт принимает суда под обработку длиной до 200 метров и осадкой до 11 метров. Период навигации в порту — круглогодичный. По данным ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», в порту имеется 13 причалов, из которых 3 для нефтепродуктов, 2 для контейнеров, и 8 для других грузов. Общий грузооборот морского порта Магадан в 2023 году составил 1,65 млн тонн.