Эксперт МГПУ: Современные дети лишены «шкалы измерений» поступков из-за отказа от наказаний
Эксперт МГПУ: Современные дети лишены «шкалы измерений» поступков из-за отказа от наказаний

Говорит Магадан, 22 октября 2024 г. Российский психолог, профессор МГПУ Борис Рыжов подчеркивает, что на протяжении большей части человеческой истории воспитание включало как поощрения, так и наказания. Это создавало своеобразную систему координат, в которой ребенок учился оценивать свои действия и их последствия. Наказание служило «отрицательным полюсом» этой шкалы, позволяя детям понять границы допустимого поведения.
Интересно, что многие выдающиеся личности прошлого подвергались наказаниям в детстве, что не помешало их развитию и достижениям. Профессор приводит случай из жизни великого скульптора эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини. Когда маленький Бенвенуто увидел в камине «саламандру» (вероятно, игру пламени), его отец дал ему пощечину не из злости, а чтобы ребенок запомнил этот момент, который, по мнению отца, предвещал великое будущее сына.
Психолог также упоминает, что будущий император России Николай I регулярно подвергался телесным наказаниям со стороны своего воспитателя, графа Ламсдорфа. Позже, сам Николай I применял подобные методы воспитания к своему сыну, будущему императору Александру II. Эти примеры, по мнению профессора, показывают, что физические наказания были нормой даже в высших слоях общества и не препятствовали достижению высокого социального статуса.
Еще один пример — русский писатель Иван Тургенев, который вспоминал о том, как мать часто наказывала его, иногда без очевидной причины. Несмотря на это, Тургенев стал одним из величайших русских писателей, создав такие шедевры, как «Отцы и дети».
Современный подход к воспитанию, ориентированный преимущественно на положительное подкрепление, по мнению профессора, нарушает этот баланс. Без четкого представления о негативных последствиях своих действий детям сложнее формировать адекватную оценку своего поведения и поступков окружающих.
Борис Рыжов отмечает, что маленькие дети еще не обладают развитыми механизмами саморегуляции и нуждаются во внешних стимулах для формирования правильных поведенческих паттернов. Наказание, по его словам, служило таким стимулом, воздействуя на уровне, доступном для понимания ребенка.
В тоже время, важно найти баланс между теплыми, доверительными отношениями с ребенком и установлением четких границ и правил. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку, но при этом понимать, что у его действий есть последствия.
Эксперт подчеркивает, что речь идет не о телесных наказаниях, а о системе воспитания, включающей четкие границы и последствия за их нарушение. Отказ от наказаний в современном обществе, по мнению Бориса Рыжова, может привести к формированию поколения «недосоциализированных» взрослых. Эти люди могут испытывать трудности в понимании социальных норм и ограничений, что затрудняет их адаптацию к взрослой жизни.
Профессор также отмечает появление нового кризиса 25-летних, связанного с неготовностью к требованиям взрослой жизни. Он считает, что это может быть следствием изменившихся подходов к воспитанию, которые не обеспечивают достаточной подготовки к реальности за пределами защищенной среды детства и юности.
Борис Рыжов призывает к более сбалансированному подходу в воспитании, который бы учитывал необходимость формирования у детей целостной системы оценки поступков. Он подчеркивает, что цель наказания — не причинение вреда, а помощь ребенку в освоении социальных норм и развитии самоконтроля.
По мнению эксперта, общество должно критически оценивать современные тенденции в воспитании, учитывая их долгосрочные последствия. Он призывает к более глубокому изучению влияния отказа от наказаний на развитие детей и их способность адаптироваться к требованиям взрослой жизни.