Дальневосточных рыбаков в море скоро некому будет спасать

Дальневосточных рыбаков в море скоро некому будет спасать

24.02.2025
394
Поделиться
Дальневосточных рыбаков в море скоро некому будет спасать
Экипаж ледокольно-спасательного судна «Справедливый» работает в условиях Крайнего Севера, но зарплату ему требуют начислять почти «южную» / фото: Сайт Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ

Говорит Магадан, 24 февраля 2025 г. Рыбаков-дальневосточников в бушующем море, в случае чрезвычайных ситуаций, бедствий, кораблекрушений скоро некому будет спасать. Аварийно-спасательный флот федерального округа испытывает жесточайший кадровый голод, а аудит Счетной палаты России добавил проблем. Подробности в материале Vostok.Today.

О критической ситуации рассказал начальник Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Сергей Пухов.

Он проинформировал об оттоке кадров. Связано это, как несложно догадаться, с низкими, в масштабах отрасли, заработными платами. Так, матрос на спасательном судне получает в месяц порядка 80-90 тысяч рублей, а капитан «спасателя» — в районе 200-230 тысяч. Это не большие зарплаты. Такие деньги можно заработать и на берегу. Между тем, работа у морских спасателей сложная, часто сопряженная с опасностями, долгими отлучками из дома, спасательными операциями в суровых северных широтах. В 2024 году экипаж одного из ледоколов-спасателей собирали «с миру по нитке» целых четыре месяца. Без укомплектованного экипажа судно не может ни в море выйти, ни встать на дежурство.

Проблем добавил и проведенный недавно Счетной палатой РФ аудит Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ. Московские аудиторы СП сочли неправомерным  применение повышающих районных коэффициентов при начислении заработной платы морякам-спасателям.

Аудиторы в конце прошлого года пришли к выводу, что аварийно-спасательный флот не в полной мере обеспечивает безопасность морского промысла. Причины понятны – там кадровый голод со всеми вытекающими. Однако другой вывод СП РФ, мягко говоря, удивил.

В отчете аудиторов указано, что два аварийно-спасательных ледокольных судна зарегистрированы (приписаны) к порту Владивостока. А зарплата морякам начислялась с применением повышающего коэффициента – 1,8 и 2, поскольку работали эти экипажи в условиях Берингова и Охотского морей, а не во Владивостоке, где районный коэффициент составляет 1,3. Аудиторы СП РФ таким образом посчитали, что за 3,5 года морякам-спасателям неправомерно были выплачены 45 миллионов рублей. Материалы СП РФ направила в Генеральную прокуратуру России.

Однако, давайте же разбираться. В Дальневосточном экспедиционном отряде СП РФ напомнили о существовании ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ (надеемся, что в СП РФ о таком хотя бы слышали). Так вот согласно этому документы, аварийно-спасательный флот относится к промысловому. И районный коэффициент при начислении зарплаты морякам этого флота начисляется в повышенном размере – по месту фактического выполнения работ. Это просто логично. Судно может быть приписано хоть к Сочи, но работать на Колыме. Что же теперь, морякам, которые месяцами работают на Крайнем Севере, платить сочинские зарплаты?

В 2017 году был прецедент на Сахалине. В транспортную прокуратуру обратились 13 моряков Сахалинского морского пароходства, которым подошел срок выходить на пенсию. И тамошнее отделение Пенсионного фонда России в досрочном выходе на пенсию отказало, указав, что Южно-Сахалинск, где моряки были трудоустроены в судоходной компании, в необходимую категорию не попадает.  Однако, моряки не согласились – большую часть времени они работали в суровых условиях Крайнего Севера. На сторону моряков встала Транспортная прокуратура Сахалинской области, которая доказала, что период работы на Крайнем Севере должен быть включен в специальный стаж работы. Таким образом, как видим, работа на северах должна учитываться, соответствующе оплачиваться. Но, почему-то, СП РФ против. Между тем, Дальневосточному экспедиционному отряду более 60 лет. И все эти годы морякам-спасателям зарплату считали с учетом работы на Крайнем севере. Но, как сообщили в отряде, СП РФ ничего слышать не хочет.

В морском, рыбацком сообществе говорят о необходимости законодательно урегулировать отраслевые нормативы и законы, многие из которых действуют еще со времен СССР.

Мы даже не удивимся, если СП РФ настоит на своем. Что тогда? Морякам-спасателям, чей труд очень тяжел, опасен, урежут зарплаты. Чего доброго, еще и начнут по суду удерживать полученные ранее деньги. Но тогда спасательный флот останется совсем без кадров, а промысловики – без помощи. Что тогда делать? Наверное, когда в ледяном Беринговом море какой-нибудь траулер подаст сигнал «SOS», формировать спасательную экспедицию придется из аудиторов Счетной палаты России.

Выйдут ли рыбацкие экипажи на промысел, зная, что их некому спасать? Вряд ли.

В Росрыболовстве проинформировали, что в ближайшие годы для улучшения аварийно-спасательных работ планируется построить 8 многофункциональных спасательных судов, из них 4 для Дальневосточного экспедиционного отряда. Только вот будут ли кадры для новых судов – большой вопрос.

Напомним, дальневосточным рыбакам, которые теперь имеют все шансы остаться без помощи в случае кораблекрушений, негде ремонтировать флот. Правительство и законодатели, формируя первый и второй пакеты инвестиционных квот, все силы бросили на поддержку судостроения, совершенно забыв про судоремонт. Все доки сейчас находятся за границей – в основном, в Китае. Ремонтировать флот там очень дорого.

Поделиться