Чего не хватает рыбной отрасли на Дальнем Востоке?
Чего не хватает рыбной отрасли на Дальнем Востоке?
Говорит Магадан, 18 февраля 2022 г. С началом эпидемии коронавируса кризис настиг все сферы деятельности, даже рыбопромышленную. На Дальнем Востоке это сказалось особенно тяжело — соседний Китай закрыл свои порты для российских судов, так как периодически находил на упаковках «следы коронавирусной инфекции». В итоге импорт рыбы, в том числе и минтая, в Китай, оказался недоступен.
Дальневосточным рыбопромышленникам пришлось срочно искать новые рынки сбыта. Япония, Южная Корея, Вьетнам и Филиппины оказались первыми в списке. Но все-таки такого уровня импорта, как с Китаем, достичь не удалось.
И когда в январе 2022 года Китай открыл для российских рыбопромышленников и минтая свои порты, стало, конечно, намного легче. По имеющимся данным, импорт в полном объеме должен возобновиться после 22 февраля, когда закончатся праздники, и граждане соседней страны снова будут готовы к труду.
Но, как оказалось, временные ограничения в торговле вскрыли проблему, которая назревает на Дальнем Востоке, особенно в Приморье, уже давно. Регионам остро не хватает холодильных мощностей — все эти сотни тонн минтая попросту негде хранить. Существующих холодильников явственно не хватает.
Сейчас, по данным экспертов «Востокгосплана» при Минвостокразвития, в ДФО холодильные установки рассчитаны на 155,1 тыс. тонн рыбы. Но хранить нужно намного больше — во время путины нужно место для хранения около 800 тыс. тонн. Дефицит холодильных мощностей достигает 80 %.
Примечательно, что большая часть холодильных установок на Дальнем Востоке находится как раз в Приморье — около 133,6 тыс. тонн.
Чтобы выловленная рыба не портилась, есть пока только один вариант — остановить добычу. Но если Россия и ее рыбопромышленники хотят получить прибыль, это, конечно, не выход. Останавливать путину никто не собирается, поэтому ищут разные варианты. Например, часть потока планируют направлять в зарубежные порты, задействовать рыбоперерабатывающие предприятия, в том числе и совсем новые. Например, в Большом Камне есть завод, который готов принять 20 тыс. тонн минтая для его переработки в филе.
Но это все временные варианты, с которыми приходится мириться, неудобств от них больше, чем выгоды.
Между тем, проекты строительства новых холодильных установок на Дальнем Востоке на 455 тыс. тонн появились еще в 2013 году.
«Но воз и ныне там. По данным «Востокгосплана», сейчас запланировано увеличение лишь на 110 тыс. тонн. Это не решение проблемы, а лишь видимость решения, явно недостаточная мера», — сообщил автор Telegram-канала «БАМ».
Всего на реализацию этого проекта планируют потратить около 1,2 млрд рублей, а еще 998,3 млн рублей потратили за последние три года.
Автор канала также порекомендовал федеральным властям уделить больше внимания развитию портовой инфраструктуры в регионах, с которыми тоже существует множество проблем. В Приморском крае этот процесс, конечно, идет, но довольно медленно и за счет частных инвесторов, хотя государству это тоже нужно.