Мэр Магадана: Много было сделано, но еще многое предстоит сделать

869
Фото - vesti-magadan.ru

Говорит Магадан, 30 декабря 2019 г. О том, что было сделано в 2019-м, о крупных проектах и их реализации и о праздновании юбилея города в своем предновогоднем интервью «Вечернему Магадану» рассказал мэр Магадана Юрий Гришан.

– Юрий Федорович, 22 декабря прошло торжественное открытие парка Маяк. Расскажите о том, как проходило строительство нового общественного пространства. Это его окончательный вид, или что-то еще будет дорабатываться?

– Парк Маяк победил во Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений. Я видел практически все проекты, которые были представлены на конкурсе. Наш проект самый интересный. Он и дороже всех остальных – субсидия была всего 100 миллионов рублей, а проект обошелся в 185. Недостающие 85 миллионов рублей были выделены на заседании правительственной подкомиссии Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Дополнительно мы вкладывали еще и свои средства, потому что нужно было дорабатывать инфраструктуру.

Чтобы началось строительство, нам пришлось вывезти 280 сараев. Строители сделали невозможное – мы прошли все этапы, которые были по дорожной карте Минстроя и вовремя зашли в подряд.

Проектированием парка Маяк занималась архитектор службы технического контроля мэрии города Магадана Людмила Терещенко. По ее задумке в парке построен шикарный амфитеатр на 250-300 мест. Если это пространство будет использовано просто для того, чтобы люди там сидели, читали книжки, смотрели на море – цель уже будет достигнута. Я думаю, что мы сделаем там с пятницы по воскресенье свободный микрофон. Например, можно будет принести свою колонку, усилитель, барабаны и просто сесть, поиграть, а люди будут слушать.

К открытию уже были установлены все арт-объекты и высажены растения. Конечно, посадки может испортить бесснежная зима, потому что снег для них – это одеяло, оно сохраняет тепло и не дает вымерзать корням. Но у нас есть гарантийный договор с предпринимателем Натальей Харченко, которая все это высаживала, в случае, если что-то произойдет, она весной эти посадки уберет. Все растения в парке низкорослые, потому что деревья закрыли бы море, и тогда мы бы не увидели самого главного богатства этого общественного пространства.

Готово здание администрации парка, в нем будет располагаться прокатный инвентарь: гироскутеры, самокаты, шезлонги и т.д. На нижнем ярусе будут оборудованы места для костров, чтобы люди могли посидеть у живого огня на лавочках, сделанных, кстати, из природных материалов.

Рядом инвестор – компания «Москва Фуд», по условиям аукциона строит ресторан. Они тоже сделали невозможное – уже построили 80% здания и зарегистрировали объект недвижимости как незавершенное строительство. Обещают, что до 1 мая достроят ресторан и будут принимать посетителей.

Я считаю, что там просто великолепный вид на море, да и сама площадка для фотографирования с маяком, лодкой и словами «Я люблю Магадан» выглядит замечательно. Главное теперь сохранить все это.

Люди, которые привыкли что-то портить, должны понимать, что за ними следят 4 камеры, и их хулиганство не останется безнаказанным.

– Уже полтора года идет стройка бассейна на улице Октябрьской. Как продвигается строительство? Будет ли объект сдан в срок?

– Действительно это был резонансный объект. Проблема была только в одном – нам нужно было согласовать небольшое отступление от проекта. Но оно пролежало в государственной экспертизе 5 месяцев. Без этого согласования мы не могли двигаться дальше в реализации данного проекта.

А потом, после смены министра, все было согласовано за 2 дня. На сегодняшний день мы полностью осваиваем средства 2019 года, которые составляют почти 63 миллиона рублей. Подземная часть закончена, сейчас монтируются металлоконструкции, и уже 25 ноября 2020 года бассейн должен быть сдан.

– В конце июля началось строительство школы-детского сада в микрорайоне Снежный, то есть прошло практически четверть времени, отведенного на строительство. На каком этапе сегодня находятся работы?

– Прошел аукцион, в котором победила компания «Мотыклей», имеющая опыт строительства объектов на Чукотке и в Магаданской области. Можно с уверенностью сказать, что силы и средства у компании есть. Сейчас задача стала сложнее: если бы объект строили весь год, то были бы ближе к тому, что реальный срок ввода в эксплуатацию будет 31 декабря 2020 года. Но строительства не было почти 9 месяцев, и все равно срок ввода остался тем же. Мы не спорим, отрабатываем новый график финансирования и строительства с тем, чтобы к концу года объект все-таки был сдан. Для этого мы будем помогать и на условиях субподряда предоставлять муниципальные организации.

Реализация данного проекта в максимально сжатые сроки очень важна, потому что 9-я школа, которая находится в Снежном, аварийная. Остается на контроле решение суда по данному вопросу. Нам разрешили учить там детей только после капитального ремонта и с условием, что мы начнем строительство новой школы. Все видят, что работа идет, поэтому все будет нормально.

С финансированием вопрос тоже отрегулирован, и школа внесена в реестр экономически эффективных проектов. Изначально говорили о том, что стоимость объекта завышена. Но она устанавливается проектной документацией – такую цену определила экспертиза Магаданской области.

По проекту это будет начальная школа-детский сад. Ведь садик в микрорайоне тоже находится в приспособленном для него помещении первого этажа многоэтажного жилого дома на улице Береговой, и это тоже не соответствует СанПиНам. Школа будет интересная, современная, двухэтажная, с большим двором и стадионом. Для Снежного это будет новая жизнь.

Я думаю, что и жилье, и Дальневосточный гектар в этой части Магадана станут более востребованы, потому что люди увидят, что микрорайон не умирает.

Кстати, к школе будет проведена дорога, а к ней мы в рамках программы “Безопасные и качественные автомобильные дороги” на следующий год благоустроим улицу Майскую – сейчас уже готова проектно-сметная документация.

Люди увидят, что мы не только в Магадане лоск наводим, но и на всей территории муниципального образования. В Уптаре, например, в этом году заасфальтировали заезд с тротуаром, в Снежном сделаем школу, подъезд к ней, дорогу.

Мы с вами говорили про бассейн: он стоял на пустыре, откуда вывезли гаражи и заброшенный хлам. Недавно на комитете по бюджету в Магаданской областной Думе утвердили план ОЭЗ на будущий год. Там предусмотрено для Магадана 100 миллионов рублей на благоустройство дворовых территорий, и мы будем приводить в порядок весь двор на улице Октябрьской, 20. Когда строительство закончится, нужно будет все благоустроить, чтобы люди сказали, что мы молодцы – не просто “воткнули” им бассейн, но и сделали комплексное благоустройство дворовой территории.

– В этом году Магадан праздновал двойной юбилей – 90 лет со дня основания и 80 лет со дня присвоения статуса города. Как Вы оцениваете проведение мероприятий? Все ли удалось сделать так, как хотелось?

– Для меня, начиная с 21 июня и до 15 июля, были тяжелые трудовые будни. В это время в Магадане побывали тысячи гостей, причем сотни высокопоставленных министров, замминистров, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, международных гостей.

Все видели, что в День города Магадану на площади подарили сертификат на 500 миллионов рублей. Все обрадовались, начали думать, какие тракторы, бульдозеры, катки, асфальтоукладчики и грейдеры можно будет купить. Но потом началось распределение этих денег. Сначала нам дали половину, потом четверть. И в конечном итоге нам достался из подаренных денег всего 51 миллион. Теперь, чтобы обеспечить работу городских служб по укладке тротуаров, дорог, дворовых территорий на следующий год, нам нужно закупать уже за свои деньги в лизинг 2 катка и один асфальтоукладчик. Ведь нам на следующее лето предстоит очень много работы. Министерство транспорта должно было закупить 8 тракторов «Беларус» для города, но закупки не было, и теперь мы ищем деньги в бюджете, чтобы купить себе эти тракторы, которые будут убирать дворы. В итоге от подарка остались рожки да ножки, и обида затаенная есть, потому что так не поступают.

А так, все праздничные мероприятия прошли очень хорошо. Погода нам не отменила ни одного мероприятия. Людям очень понравился концерт, потому что мероприятия с артистами такого уровня у нас не было лет 30. Были и другие интересные мероприятия, посвященные Дню города, но уже местного плана. 

К празднику заместитель мэра Юрий Казетов решил записать диск с песнями о Магадане, там есть совершенно новые классные вещи. Единственное, что мы не успели сделать – гала-концерт, в котором принимали бы участие все, кто был задействован в записи этого диска.

Мне очень понравилась идея нашего социального партнера – корпорации «Кинросс Дальний Восток» провести первый магаданский полумарафон в честь юбилея города. Это было красиво: на четырех точках бегунов встречали музыканты, которые играли в живую.

Я рад, что уже подписал постановление о проведении полумарафона в следующем году. Вообще наши социальные партнеры очень нам помогли, потому что все эти мероприятия без внебюджетного фонда провести было бы невозможно.

Конечно же, нельзя не отметить, что в Магадане в эти дни появилось два новых почетных гражданина. Это звание получили Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РФ Владимир Барляев (посмертно) и заместитель директора ООО «Колыманефтепродукт» Михаил Суханкин.

– К юбилею в городе появилось множество новых арт-объектов. Расскажите о них подробнее.

– В новых арт-объектах мы продолжили тему экологического воспитания в совместной работе с заповедником «Магаданский». С художником и скульптором Владимиром Похилюком мы решили сделать в Городском парке скульптурную композицию – медведицу с медвежатами в натуральную величину, чтобы дети, глядя на них, представляли себе всю эту мощь. В целом, там получилась очень хорошая зона: с одной стороны – белоплечий орлан, с другой – медведи, напротив — Японская аллея, которую открывали в прошлом году. Мы будем продолжать там работу.

На площади перед торговым центром «Северное сияние» нами была установлена скульптура «Золотой червонец», благоустроена площадь перед ДК «Автотэк», где на постаменте установлен легендарный ЗИЛ-164 – символ становления Колымы. Это дорогого стоит. Ну, и парк Маяк тоже можно считать подарком горожанам в юбилейный год Магадана.

– Расскажите, пожалуйста, о благоустроительных и ремонтных работах в городе. В этом году 120 миллионов рублей было выделено на реализацию федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Все ли было освоено? Подрядчики не подвели? Что было сделано в рамках проекта “Пешеходный Магадан”?

– Давайте начнем с проекта “Пешеходный Магадан”. По благоустройству тротуаров в рамках проекта в 2019 году было сделано даже больше, чем запланировано. Полностью заасфальтирована большая пешеходная зона на проспекте Карла Маркса до улицы Наровчатова, выполнен большой объем работ от Колымского шоссе до улицы Колымской, 10а, много сделано на Марчеканском переулке. Комбинат зеленого хозяйства произвел ремонт 23 лестниц.

Впервые в Магадане мы начали выпускать бетонные заградительные полусферы. Также снесли заброшенное здание на улице Болдырева, теперь летом мы сделаем там детскую или спортивную площадку. Также мы полностью закрыли вопрос по скверу Болдырева – оборудовали там площадку для детей.

В рамках исполнения наказов избирателей депутатам Магаданской городской Думы мы начали благоустройство большого двора на улице Набережной, 55 в районе детского сада № 15 и 29-й школы. Заключен контракт на благоустройство на целый квартал в границах улиц: Нагаевской,  Коммуны, Билибина и Комсомольской площади.

Что касается федерального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”. Мы успешно справились с первым годом реализации программы. Комплексное обновление проезжих частей проведено: на Марчеканском переулке, улице Парковой (от Гагарина до Полярной), улице Дзержинского (от Портовой до Карла Маркса) и в районе автовокзала. Также нами было открыто движение на улице Горького.

В этом году заканчиваем проектно-сметную документацию, и в 2021 году будем проводить работы от моста и до кольца 31 квартала с заменой бордюров, ограждений, освещения, расширением улично-дорожной сети, переносом остановки. У нас в планах открыть движение от GoldenSilver на развязку возле Свято-Троицкого кафедрального собора с выездом на правую сторону.

Много было сделано, но еще многое предстоит сделать.

– Директора ООО “Больверк” задержали по подозрению в мошенничестве, а сама фирма может стать банкротом. Что теперь будет с берегоукреплением Портового шоссе?

– У меня, как мэра города Магадана, есть свой рейтинг проблемных вопросов, их много: тепло, вода, электричество, школы, дороги, тротуары и так далее, но самый первый из них – это Портовое шоссе. Потому что, если там не будет дороги, у нас перекроется единственная транспортная артерия, по которой идет снабжение Магадана, Магаданской области и востока Якутии.

Еще в 2005 году я начал поднимать вопрос этой дороги. Мы ведем мониторинг динамики разрушения берега. Динамика есть и она весьма пугающая. Каждый год мы теряем по 20-30 сантиметров берега. Есть 2 нагрузки, которые влияют на разрушение берега: вертикальная, в виде дождей и снега, и горизонтальная – явление приливов и отливов. Сейчас, если эта стенка будет поставлена, мы уже от одного фактора уйдем.

Что касается “Больверка”, никто не ожидал, что столь титулованная компания, построившая 4 и 5 причалы в Морском торговом порту, занимавшаяся очень крупными причальными объектами в Российской Федерации, окажется в таком положении. Я постоянно на контакте с руководством “Больверка” и с конкурсным управляющим, он говорит, чтобы мы не волновались, берег они достроят.

Но я хочу отметить, что не мэрия заказчик, заказчиком этого объекта является министерство строительства и ЖКХ Магаданской области. Я сделаю все, что смогу, чтобы им помогать, чтобы дорога появилась, потому что реверсивное движение, которое сегодня осуществляется в этой части города, неудобное.

Особенно когда красный сигнал светофора горит снизу для движущихся вверх в период гололеда, это катастрофа. Оттуда практически не уезжает машина с песком, которая постоянно дежурит, и специальный тягач, который выдергивает наверх до кольца. Дорогу строят, но до ввода объекта в эксплуатацию, это остается в городе проблемой № 1.

– Какие крупные проекты планируется реализовать в 2020-м?

– Событие этого года – подписание с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым соглашения о том, что они совместно с КБ “Стрелка” разрабатывают в пользу города проект пространственного развития до 2030 года. Но под все это нужны сети.

Можно и в поле построить Дворец спорта, но если там не будет тепла, воды и электричества, то он никому будет не нужен. И мы сейчас с губернатором и правительством Магаданской области отрабатываем вопросы, связанные с инженерным обеспечением.

Самое главное – возможность передачи по первичным тепловым контурам тепловой энергии от ТЭЦ, далее сети “Магадантеплосети” доставляют теплоноситель до объекта. Там, к сожалению, очень серьезная заминка, потому что объектом не занимались 25 лет. Сейчас, наконец-то, нашли 300 миллионов рублей и проектируют тепломагистраль “Нагаевская”. Сам проект будет стоить порядка 250 миллионов рублей, 3 миллиарда будет стоить сама стройка, но это уже в полномочиях “Магаданэнерго”.

– Совсем немного времени остается до главного зимнего праздника. Что бы Вы хотели пожелать магаданцам в канун Нового года?

– Хочу пожелать горожанам, чтобы в ваших семьях всегда был мир, чтобы в доме был уют и достаток. Пусть Новый 2020 год оправдает ваши надежды и принесет с собой здоровье, счастье и исполнение заветной мечты!